24.05.2010  2750

О трагедии на острове Даманский

Герой — генерал-майор в отставке, герой Советского Союза Виталий Дмитриевич Бубенин

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Ведущий: Андрей Анохин

В этом году трагедии на острове Даманский исполнилось 41 год. Сегодня у нас в гостях начальник заставы «Кулебякины сопки», сыгравший ключевую роль в разрешении этого конфликта — как мы помним из истории, далось это большой кровью. Впоследствии наш герой стал первым командиром легендарного подразделения «Альфа», это Герой Советского Союза генерал-майор в отставке Виталий Дмитриевич Бубенин. 

— Виталий Дмитриевеич, однажды Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный сказал такую фразу: «2 марта 1969 года старший лейтенант пограничных войск Виталий Бубенин спас Советский Союз от большого позора». В чем суть этой фразы?

— Может быть, это слишком громко сказано. 2 марта — это ж первый бой, первое вооруженное столкновение на Даманском, на территории нашего государства, нашей территории. Сложные отношения тогда были, вы знаете, между Китаем и Советским Союзом. Китай в течение двух предшествующих лет вел крупные провокации на Государственной границе с целью спровоцировать нас на вооруженный конфликт, и 2 марта произошло это столкновение. Но представьте: Если бы мы все там тогда дрогнули. Струсили. Убежали. Что бы тогда? Китай бы понял, что с Советским Союзом можно разговаривать с позиции силы, вполне дозволено, пограничники и ВС опасности не представляют.

 

— Хочу зачитать выдержку из Вашей же автобиографичной книги «Кровавый снег Даманского»:  «...Батальон армии Китая при поддержке двух минометных и одной артиллерийской батарей в течение двух часов жесточайшего боя не смог сбить с острова и уничтожить группу пограничников в 30 человек! По официальным данным, за два с небольшим часа боя мы уничтожили до 248 китайских солдат и офицеров только на острове, а сколько мы расстреляли на протоке — неизвестно. С нашей стороны заставы погибло 8 пограничников, ранено - 14...» Потери — несопоставимые. Насколько я понимаю, речь идет именно о Вашей группе. С чем это связано?

— ...Учили нас хорошо воевать. Хорошая подготовка была, я учил хорошо солдат своих защищать границу.

 

— Это был опыт Великой Отечественной войны, откуда это взялось?

— Я закончил Алма-атинское Высшее пограничное училище, нас учили, конечно, на опыте ведения боевых действий в Великой Отечественной Войне.

 

— Еще один характерный пример: в том бою Вы были ранены, причем неоднократно, контузия была, но все равно остались в строю. Много таких примеров было рядом с Вами?

— Да почти все. Не «почти», а все. Ни один солдат не дрогнул, раненый, без приказа — не отходил. Когда первая группа отошла, чтобы зайти на БТРе в тыл острова, остались там в основном ребята раненные. Но они оставались, истекая кровью, чтобы продолжать вести бой. Здесь у Вас в Амурской области живет Кузьма Калашников, мой солдат, с которым мы непосредственно были рядом в бою, он был ранен в правую руку, — он взял автомат в левую и вел огонь.

 

— Хочу пустить разговор немного в другое русло. Каким судьбами, если не секрет, Вы в Благовещенске, какое впечатление произвел на Вас город и нет ли ощущения какой-то тревоги из-за того, что вот он — Китай, рядом?

— Во первых я благодарю губернатора области, Олега Николаевича Кожемяко... Мы с ним давно уже знакомы, потому что во время Даманских событий он жил в тылу наших пограничных застав, был еще мальчишкой. Был одним из друзей пограничников, многие другие пограничники тогда и в школах работали. И он был настолько пропитан духом границы, что... Вот через сколько лет? Через всю жизнь пронес этот дух, очень много сделал к 35-летию, к 40-летию Даманских событий, лично помогал. И то, что он губернатор приграничной области — это очень символично, и когда он пригласил сюда — я с удовольствием приехал. Побыть здесь, посмотреть.. Мы походили по набережной, по Амуру, посмотрели китайскую сторону, так сказать все это вспомнилось... (сдержанно смеется)

 

— А стоит ли нам сегодня опасаться нашего соседа?

— Нет, опасаться никого не надо, не нужно вообще ничего опасаться никогда. Дело в том, что... Не надо нам... заигрывать. Особенно с Китаем. Мне сказали, что в Китае решение Партии до сих пор не отменили.

— Какое решение?

— По-моему, 9 съезд Компартии Китая... 68 или 69 год. Китай официально закрепил линию Партии на территориальх притязаниях к Советскому Союзу на территории 1,5 млн. кв. километров. Это весь приморский край, часть Хабаровского края, Амурская область, Читинская область и так далее. И до сих пор никто не отменял решения КПК.

— То есть до сих пор какие-то интересы у них тут остаются?

— Да конечно! Поэтому надо быть очень внимательным, строить, развивать отношения аккуратно. Я сейчас очень удовлетворен тем, как строятся отношения с Китаем, в рамках законов. Но с ними надо быть очень внимательным, очень осторожным и очень бдительным.

 

— Ну что ж, спасибо за беседу! У нас в гостях был участник вооруженного Советско-китайского конфликта 1969 года на острове Даманском, первый командир спецподразделения «Альфа», Герой Советского Союза Виталий Дмитриевич Бубенин.


Комментарии

Вернуться назад