Российские дороги — дороже некуда

Всемирный банк опубликовал доклад, в котором назвал их крайне некачественными
31 марта 2011, 16:21
884
Исследователи организации подсчитали, что ежегодно на содержание дорог (текущий и капитальный ремонт) в пересчете на один километр Россия тратит от 27 до 55 тысяч долларов. Для сравнения, в Финляндии (стране со схожими климатическими условиями), где качество трасс заметно выше, этот показатель в 2007 году составил чуть менее 10 тысяч долларов.

Однако выводами Всемирного банка россиян вряд ли удивишь. О дороговизне российских дорог раньше говорили и отечественные специалисты. Так, по словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, строительство 10 километров дорог обходится столице в один миллиард долларов. Это совершенно баснословная сумма, которую не могут себе позволить даже куда более богатые города, чем Москва. При этом сами дороги в России качественными не являются — и об этом тоже знает каждый водитель. Недавно это, наконец, стало известно и Генпрокуратуре, которая провела собственное исследование состояния дорог в России.

Впрочем, ВБ и не собирался никого удивлять. Вместо этого его аналитики решили подойти к вопросу с экономической точки зрения, чтобы разобраться в причинах плохого состояния российских дорог, а также составить список первоочередных мер, которые помогут исправить ситуацию.

Всемирный банк назвал изношенную дорожную инфраструктуру одним из факторов, мешающих развитию экономики России. Между тем, некачественные дороги становятся причиной 20 процентов ДТП по всей стране.

Так, в ходе собственной проверки Генпрокуратура выяснила, что плохое качество дорог связано с позицией органов государственной власти и местного самоуправления, которые при ремонте и прокладке новых трасс «повсеместно» игнорируют соответствующие технические нормы. Аналитики ВБ подошли к этому вопросу стратегически. Они установили, что в России нет надлежащего планирования и управления процессом содержание автодорог, то есть государство живет без комплексного плана по ремонту трасс.

Еще одна причина плохих дорог — неразвитость дорожной сети: активное использование одной и той же дороги ведет к ее быстрому разрушению. При этом процесс ухудшения состояния покрытия развивается в геометрической прогрессии: чем хуже дорога, тем быстрее она разрушается. Не лучшим образом на дорогах сказываются и перегрузки. Так, трассы в России рассчитаны на грузовики с максимальной нагрузкой на ось в шесть тонн. Между тем по стране свободно передвигаются европейские фуры, нагрузка на ось у которых колеблется от 11 до 16 тонн, — на Западе такой тоннаж считается нормой, и дороги там строят исходя из этих цифр.

Причины дороговизны содержания российских дорог в докладе Всемирного банка уместились в двух строках: низкая конкуренция в дорожной сфере, растрата средств и коррупция. Разумеется, устранение этих проблем позволило бы России удешевить дороги. Однако «борьба с коррупцией» — слишком абстрактное понятие, поэтому ВБ приводит список мер, которые можно и нужно внедрять в российской дорожной индустрии уже сейчас.

Всемирный банк советует России работать по двум направлениям. Первое — значительное увеличение средств, выделяемых на дороги. Аналитики ВБ, проанализировав бюджет России на 2011-2013 годы, признали, что власти собираются потратить на содержание и ремонт дорог значительную сумму (ее точный размер в докладе не приводится). Однако она далека от той, которую необходимо ежегодно вкладывать в автодорожную сеть. Особенно велик разрыв между выделенными и необходимыми средствами в региональных бюджетах.

Согласно исследованию Всемирного банка, из транспортной инфраструктуры в наиболее плачевном состоянии находится дорожная: из 50 тысяч километров федеральных автотрасс только одну треть можно охарактеризовать как хорошую или удовлетворительную. При этом половина дорог в России не соответствуют требованиям по ровности и прочности покрытия.

Привлечь дополнительное финансирование предлагается за счет введения в России дополнительных налогов на горюче-смазочные материалы, что, конечно же, в первую очередь отразится на водителях. В настоящее время в России размер таких сборов оценивается как низкий по сравнению с другими странами. Правда, в докладе не указывается, что в нашей стране существует много других финансовых нагрузок: в настоящее время нефтяные компании тратят на налоги 60 процентов прибыли, тогда как в США — всего 20 процентов.

Дополнительным источником средств на содержание дорог могут стать сборы за регистрацию транспортных средств. Всемирный банк предлагает направлять их непосредственно на финансирование дорожной сферы, а не в общий бюджет. Кроме того, России следует обратиться в различные международные финансовые организации, которые помогут стране не только займами, но и мировым опытом в области дорожного строительства.

Для увеличения финансирования дорожной сферы правительству России рекомендуется задуматься о введении платных дорог, говорится в докладе. В настоящее время этот ресурс в нашей стране практически не используется, хотя потенциал для этого есть. Сейчас же в России существует только один участок платных дорог на трассе М4 «Дон». Остальные проекты пока только готовятся к реализации.

Наряду с увеличением финансирования дорожной сферы, ВБ рекомендует России работать и по второму направлению — повышению эффективности расходования средств на содержание и ремонт трасс. Так, сделать траты на дороги более целесообразными поможет появление дорожного фонда второго поколения. В настоящее время в России предпринимается попытка создать дорфонд, однако, по мнению аналитиков ВБ, он будет носить традиционный характер — распределять средства из него по-прежнему станут органы власти разных уровней. Между тем, дорожным фондом второго поколения должна управлять отдельная госструктура — совет, представляющий интересы автомобилистов.

Для повышения эффективности финансирования дорог также предлагается провести их классификацию, которая позволит установить реальные требования к различным трассам. Кроме того, необходимо проанализировать, в каких регионах страны действительно стоит развивать дорожную сеть. В Москве такое развитие точно приведет к росту экономики, однако в отсталых регионах новые дороги никак не улучшат экономическую ситуацию.

В 2011 году на ремонт и строительство трасс федерального значения планируется выделить 710 миллиардов рублей. Половину этой суммы направят из федерального бюджета, оставшуюся половину получат от регионов.

Всемирный банк также рекомендует России пересмотреть систему госзакупок и проведения аукционов. Отмечается, что в стране используются обратные аукционы — когда подрядчик выбирается, исходя из самого дешевого предложения. Однако такая система используется только в России и является неэффективной, отмечается в докладе. Кроме того, необходимо ужесточить условия проведения аукциона, запретив компаниям-участникам заключать между собой договоры субподряда после проведения конкурса. Эта мера позволит увеличить конкуренцию, которая в регионах практически отсутствует.

Кроме того, разумнее тратить деньги на дороги поможет «надлежащая» система планирования расходов. При ее составлении необходимо прорабатывать несколько возможных вариантов проведения ремонта трасс, выбирать из которых чиновникам следует, исходя из затрат и выгод.

Российские власти, которые признали плачевное состояние дорог, еще до доклада Всемирного банка начали предпринимать попытки исправить ситуацию. В 2010 году сначала министр финансов Алексей Кудрин, а затем премьер-министр Владимир Путин пообещали улучшить качество всех дорог в стране за десять лет. Для этих целей, в частности, в ближайшее время будут созданы дорожные фонды. Федеральный дорожный фонд начнет функционировать уже в 2011 году. По предварительным подсчетам, в этом году размер его финансирования составит 254 миллиарда рублей. С 1 января 2012 года заработают и региональные фонды.

Однако переход на новую форму финансирования содержания российских дорог — это лишь одна из мер, необходимых для улучшения состояния трасс. Между тем, ремонтировать дороги пока будут по старой схеме — с применением малоэффективных, но дорогих технологий, при участии подрядчиков-монополистов. Правда, даже если здесь и произойдут изменения, то платить за них, как обычно, придется водителям.

Источник: http://auto.lenta.ru
Если хотите оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь пожалуйста!

Ваш комментарий

:) :( ;) :D :oops: :blum: blush :cry: :{} :kiss: 8) :o :| :evil: flood :no: :russia: :sarcasm: :wall: :crazy:
Защита от автоматических сообщений
 
День учителя в ОКЦ
Автор ИА "Порт Амур"
10796
Концерт оркестра "Балалайки"
Автор ИА "Порт Амур"
2175
Творческий вечер Евгения Дятлова
Автор ИА "Порт Амур"
2265
ВИДЕО ЛИДЕР
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
Продам ВАЗ 2002 г.в. на запчасти
Цена 15 тыс. рублей руб.
куплю микроавтобус
Цена 100000 руб.
СРОЧНЫЙ ВЫКУП АВТО
Цена 115000 руб.
Кино и сцена
ТВ программа
Есть пути, которые не отыщешь на картах. Есть цели, которые укажет только любовь. «Одиссея» — самый масштабный приключенческий проект современного французского кино. История героя, открывшего человечеству «второй космос». Его экспедиции вдохновили миллионы. Его главное путешествие осталось тайной.

Первопроходец. Мечтатель. Бунтарь. Легендарный Жак-Ив Кусто: его корабль, его открытия, его настоящая Одиссея.
1942 год. Во время опасной миссии в Северной Африке разведчик Макс встречает участницу сопротивления Марианну. Их чувствам суждено подвергнуться тысяче испытаний, главным из которых станет испытание правдой…
29 декабря в 13:00 в ОКЦ покажут детскую музыкальную сказку "Щелкунчик".  
10 декабря в ОКЦ выступит студия танца "Траффик" с программой "Взрослые и дети". Начало в 19:00.
В ОКЦ для детей и их родителей пройдет новогодняя сказка "Двенадцать месяцев".  
Концерты оркестра Amur Jazz Band накануне Нового года – это уже традиция. Волшебный вихрь музыки, завораживающие голоса солистов, остроумные шутки ведущего, магические переливы сладкозвучных музыкальных инструментов просто созданы для того, чтобы подарить нам новогоднее настроение, погрузить в зимнюю сказку.