«Левиафан» — наш сегодняшний «Черный квадрат»
Интервьюер: ИА "Порт Амур"

«Левиафан» — наш сегодняшний «Черный квадрат»

О нашумевшем фильме Андрея Звягинцева
16 февраля 2015, 17:03

«Левиафан» — одна из немногих картин современного отечественного кинематографа, разговоры о которой не смолкают на протяжении нескольких месяцев. По традиции работу как хвалят, так и ругают. Свое личное мнение после просмотра киноленты выразила благовещенский журналист и поэт Регина Поливан.  

— Что бы ни говорили о «Левиафане», этот фильм уже вошел в историю отечественного и, что греха таить, мирового кинематографа. Его обсуждение началось задолго до официальной кинопремьеры и продолжается до сих пор. Но чем больше наград получает четвертая по счету большая работа Андрея Звягинцева, тем насущнее становится вопрос: достойна ли она всей этой шумихи? Равноценны ли произведение и эффект от него?

Для себя я отвечаю на эти вопросы вполне однозначно: фильм намного меньше того контекста, который теперь вырос вокруг него. И вот почему. Сама по себе картина «Левиафан» важна и ценна своим художественным высказыванием, но чтобы стать настоящим откровением, ей следовало появиться на экранах как минимум лет 15 назад. Сегодня все, что в ней показано — тотальная человеческая усталость и бессилие, хамство и коррупционные интриги властей, опустошенность окружающего мира — всего лишь общее место в сознании россиян. В таком состоянии люди живут много лет подряд, и удивить их демонстрацией серого отечественного упадка довольно сложно. Тем более странно, что многие обвинили картину в очернительстве российской действительности и конъюнктуре. То есть этим людям фильм показался неправдоподобно мрачным и пессимистичным, будто никто из них никогда не видел циничных чиновников, двуличных священников, бесславных забулдыг и прочих, далеко не всегда идеальных сограждан. А между тем в жизни все намного сложнее и драматичнее: мэры давно не выглядят как карикатурные братки, мат стал обычной формой речи, а не средством выражения крайнего отчаяния, компроматом можно напугать разве что нашкодившего ребенка.

Уже с первых кадров фильма заметно, что Звягинцев не то что не порочит, а даже напротив, отчаянно идеализирует российские реалии. Угрюмые поморские пейзажи у него все-таки прекрасны, страдалец Николай, несмотря на свою пассивность, переходящую в полный пофигизм, фанатично дорожит отчим домом, а его супруга Лиля и вовсе смотрит на мир нездешним взглядом, так что с трудом верится, что она — простая работница рыбзавода. Правда, в «Левиафане» имеется еще и антиклерикальная линия, которой в новейшем отечественном кино прежде не касались. Но и здесь отрицательный образ архиерея, который властвует над городом в тандеме с мэром, скрашивает рядовой священник, толкующий Николаю притчу об Иове. Прибавьте к этому мальчишек, устраивающих посиделки в живописно разрушенной церкви, огромный скелет кита на побережье и рокот сурового северного моря. Едва ли все это зарисовка России с натуры, скорее это миф о стране, которая видится Звягинцеву в каком-то отстраненном и очень предсказуемом ракурсе.

Во многом откровения из ленты не получается именно из-за этой, словно заранее намеченной режиссером схемы. Вот героиня, в момент смятения, долго смотрит на бушующие волны. Угадайте, что произойдет с ней несколько кадров спустя и что потом из этого выйдет? Словом, ощущение, будто ты все это уже где-то видел, не покидает на протяжении всего фильма. Впрочем, так оно и есть: до «Левиафана» была позапрошлогодняя «Долгая счастливая жизнь», в прошлом году параллельно со Звягинцевым сняли свои картины Юрий Быков («Дурак») и Наталья Мещанинова («Комбинат Надежда»). Во всех этих лентах речь тоже идет о несладкой жизни в современной России, то есть сказать, что один только Звягинцев осмелился пролить свет на крамольную тему, было бы несправедливо.

Но с «Левиафаном» произошла чудесная вещь, которая случается нечасто: фильм оброс контекстом и стал в несколько раз сложнее, чем ему полагалось быть при исходных данных. Теперь просто отмахнуться от него, как от незначительной мелочи, совершенно невозможно, и с этим придется считаться всем: и сторонникам, и противникам картины. Что-то похожее сто лет назад произошло с работой другого нашего соотечественника — Казимира Малевича. Видимо, «Левиафан» — наш сегодняшний «Черный квадрат».

Фото: www.kinoagentstvo.ru