«Человек всего добивается сам. Психолог помогает создавать условия»
Интервьюер: ИА «Порт Амур»

«Человек всего добивается сам. Психолог помогает создавать условия»

О тренингах личностного роста
05 января 2016, 17:37
Личное мнение психотерапевта Максима Чекмарева:

— Тренинги личностного роста — это вид психологической помощи, адресованный психически здоровым людям. Их цель — способствовать самопознанию и самораскрытию, а также достигать большей эмоциональной зрелости. Существует масса подходов к личностному росту, но общий принцип тренингов сводится к тому, что, работая в группе над определенными заданиями, человек получает возможность увидеть себя в различных ситуациях, понять свои типичные проблемные зоны и сильные стороны. На основе опыта самопознания участники создают своеобразный план личного развития и достижения целей.

К профессионально проведенным тренингам личностного роста я, конечно, отношусь хорошо. Почему? Во-первых, раз тренинги оказываются кем-то востребованы, это отражает тенденцию прибегать к психологической помощи как к средству профилактики расстройств и трамплину для развития. Во-вторых, они помогают человеку поставить жизнь на рельсы осознанности — теперь он сам становится автором своей жизни, за него ее не пишут другие люди и социальные стереотипы. К непрофессиональным — с опаской. Когда я говорю о профессионализме, то в первую очередь имею в виду личную ответственность ведущего. Это должен быть человек с качественным образованием в психологии или медицине, разбирающийся в особенностях педагогики взрослых, имеющий понимание динамики процессов, происходящих в группе, а также сам прошедший как личную терапию, так и тренинги личностного роста.

В принципе, тренинг личностного роста может быть актуален в любом возрасте, но лучше, когда его проходят молодые люди, принимающие важные решения в своей жизни — выбор жизненного пути, спутника жизни и т. п. То, что может дать тренинг, очень зависит от авторской методики, лежащей в его основе, но общие результаты обычно таковы: понимание собственных ценностей и целей, способность видеть последствия своих действий в собственной жизни и жизнях окружающих людей, развитие внимательности и способности к сопереживанию, чувства единства с командой, умение ставить цели и находить в себе ресурсы их добиваться. Ключевое значение во всех результатах имеет факт принятия человеком ответственности за свою жизнь и понимание того, как я своими решениями влияю на себя и других.

Обычно качественный тренинг личностного роста не оказывает негативного влияния. Это чаще всего бывает, если на тренинг приходят люди, имеющие те или иные психические расстройства, которые в ходе работы могут обостряться. Избежать этого помогает отбор людей на тренинг — собеседование с кандидатами, психологическая диагностика при принятии в группу. В условиях коммерциализации психологической помощи это, увы, происходит не всегда. Другая ловушка — это те ценности, которые могут транслироваться участникам тренинга. Обычно психолог — не директивное лицо. Он не принимает на себя роль гуру, который считает себя вправе учить правильной технологии жизни. Таких технологий нет и, как раз личностный рост и подразумевает понимание того, что свои жизни мы строим сами. Но порой это правило нарушается и, кроме психологической помощи, участники получают и идеологическую накачку. Какие ее варианты чаще всего создают проблемы? Во-первых, это идея элитарности тех, кто прошел тренинг. Все остальные, в таком случае, становятся «непросветленными», «темными». Во-вторых, это идея избавления от «лишних людей», которые тянут вниз. На деле это обычно означает, что человек начинает вычеркивать родственников, знакомых и друзей, которые не демонстрируют веры в его способности, из своей жизни как «балласт». Подчеркну, что с настоящим пониманием личностного роста такая психологическая евгеника расходится кардинально. Если я становлюсь более зрелым и ответственным, то мне нет необходимости бежать от людей, скорее наоборот, я готов делать шаг к ним навстречу и предлагать свою поддержку. А то можно увидеть парадоксальную картину: выпускники психологических тренингов личностного роста принимаются активно участвовать в социальных проектах, помогать ветеранам, бездомным животным и детям-сиротам, но при этом они же разрушают отношения с собственными родителями, детьми, женами или мужьями. Здесь, конечно, стоит говорить не о психологическом, а, скорее, об этическом вредном воздействии на участников.

Заподозрить неладное в тренинге личностного роста можно по нескольким признакам. Во-первых, это недоступность информации о тренинге для внешних людей. Это как минимум говорит, что методика не имеет толковой научной апробации, а любые результаты научных исследований публикуются в профессиональной периодике. Даже способы ведения групповой психотерапии достаточно хорошо описаны и доступны для любого человека. Точно так же и большинство авторов тренингов готовы поделиться своими наработками. Психология находится на пересечении науки и искусства, но нет необходимости делать тайну, чтобы методика работала. Поэтому особенно настораживает запрет на рассказ о том, что происходило на самом тренинге. Во-вторых, ведущий тренинга должен иметь образование и, при вопросе о нем, легко рассказать где, чему и как он учился. Особенно важно понять, в каком направлении психотерапии или консультирования человек имеет подготовку. В-третьих, должна настораживать атмосфера элитарности вокруг выпускников тренинга, когда они формируют различные объединения, чтобы быть вместе. Вдвойне странна склонность заниматься «миссионерством» — навязчивым убеждением пройти какой-либо тренинг. Для человека, узнавшего что-то ценное, нормально делиться этим, но рекомендовать всем пройти тот же самый тренинг — это перебор. В-четвертых, насторожить должна враждебность к другим направлениям и методам психологии. Если кто-то позиционирует себя выше коллег — это, как минимум, неэтично.

Можно ли развиваться самому? Нужно! Для этого все же необходима определенная группа поддержки в виде друзей и родных, которые согласны поддерживать вас в изменениях и самопознании. Важно учиться строить отношения с разными людьми, быть внимательным к внутреннему миру, наблюдать за собой в разных контекстах и уметь делать выводы. Конечно, прибегнув к помощи профессионалов, этот процесс можно пройти быстрее, но понимание, что ты сделал себя сам — очень сильное чувство, придающее уверенности в себе. Кстати, качественная психологическая работа и должна оставлять такое ощущение — что человек добился всего сам, а психолог только помогал создавать нужные условия.