Соблюдение рекламного законодательства. Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности

Соблюдение рекламного законодательства. Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности

На вопросы отвечает заместитель руководителя амурского УФАС Ирина Крайнова
11 июля 2016
В последнее время в нашей стране, и в Амурской области в частности, все чаще можно увидеть разнообразную рекламу услуг кредитных организаций, банков, а также компаний по предоставлению микро-займов.

Статья 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимые требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности в Российской Федерации.

Амурским УФАС России уже неоднократно были выявлены факты распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, в которой, к примеру, не были указаны существенные условия предоставления займов и кредитов, а также наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

Что же должна содержать в себе такая реклама? Как не «попасть» в сети ярких вывесок, предлагающих наивыгодные предложения по кредитам? Предлагаем задать интересующие Вас вопросы заместителю руководителя управления – начальнику отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России Ирине Петровне Крайновой.

Задать вопросы эксперту можно здесь или через электронный адрес news@portamur.ru. Конференция продлится до 24 июля.

Ваш вопрос появится на сайте после проверки модератором. К публикации не допускаются вопросы, содержащие оскорбления, нецензурную лексику, троллинг и скрытую рекламу.
Карина спрашивает:
Ирина Петровна, скажите, а в этом году уже выявлялись нарушения у финансовых организаций, этих микро и быстрых займов? А коллекторов вы не наказываете?
Ответ
    Здравствуйте, Карина! С начала текущего года Амурским УФАС России было возбуждено четыре дела о нарушении требований действующего закона о рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. Наше управление работает в соответствии с Федеральным законом  "О рекламе", который не регулирует деятельность коллекторов.
Александр Фисенко спрашивает:
У меня вопрос не о рекламе финансовой деятельности, немного не по теме. По существу, реклама алкогольной продукции, в т.ч. и пива запрещена, но в последнее время набрала оборот реклама безалкогольного пива. На слуху в рекламе прежде всего бренд, а только потом что он выпускает и предлагает безалкогольное пиво. Не вижу никакой разницы в рекламе между алкогольным и безалкогольным пивом. Хотелось бы услышать ответ на мой вопрос от специалиста.
Ответ
    Добрый день, Александр! Вопрос рекламы пива интересует многих. Видимо поэтому ответ на интересующий вас вопрос был опубликован в газете "Аргументы и факты" (№ 27 от 6 июля 2016 года). Как пояснила Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, - реклама безалкогольного пива действующим законодательством не запрещена. Тем не менее такая реклама должна соответствовать другим требованиям закона, то есть быть корректной, достоверной.
Алекс спрашивает:
Если мне не понравилась реклама, я могу обратиться к вам?
Ответ
Добрый день, Алекс! Вы можете обратиться в Амурское УФАС России с заявлением на предмет соблюдения в рекламе требований закона. Вы можете обратиться лично, по электронной почте или через сайт управления. Наш адрес: город Благовещенск, улица Амурская, 150. Адрес электронной почты: to28@fas.gov.ru. Сайт: http://amur.fas.gov.ru/ (раздел "Обратная связь" - написать в УФАС).
Антон спрашивает:
Добрый день! Необходимы ли дополнительные бумаги для рекламы посреднических услуг кредитных брокеров, которые помогают в оформлении займов под залог недвижимости через компании частных инвесторов. И какие требования для данной категории в целом? Спасибо!
Ответ
    Здравствуйте, Антон! Реклама посреднических услуг кредитных брокеров регулируется общими положениями Закона о рекламе. В первую очередь, реклама должна быть достоверной, добросовестной и не вводящей в заблуждение. Также при распространении рекламы посреднических услуг кредитных брокеров необходимо руководствоваться статьями 14-20 Закона о рекламе, в которых закреплены особенности отдельных способов распространения рекламы (в телепередачах, радиопередачах, печатных изданиях и пр.).
Fireman спрашивает:
Все уже знают, что брать заемы у так называемых "быстрых денег" невыгодно. Они часто не говорят о настоящих процентах, которые придется уплатить. В рекламе получается они должны об этом сказать? Спасибо.
Ответ
    Здравствуйте, Fireman! Согласно Федеральному закону «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
    Исходя из Вашего вопроса, можно рассмотреть две ситуации: когда кредитная организация вообще не размещает в своей рекламе условия предоставления кредита (тогда прямой обязанности на размещение в тексте информации о процентной ставке нет), либо присутствует хотя бы одно из условий (например, «Досрочное погашение долга»), тогда компания уже обязана прописывать в рекламе и другие условия предоставления кредита.
Васелина спрашивает:
Сколько нарушений по такой рекламе Вы уже выявили за 2016 год? Какая сумма штрафа грозит нарушителю?
Ответ
    Добрый день, Васелина! Амурское УФАС России с начала 2016 года возбудило четыре дела по выявленным нарушениям ст. 28 Закона о рекламе. Амурским УФАС России на заседании Комиссии принимаются решения, после чего материалы дела передаются должностному лицу для возбуждения административных дел.
    Сумма штрафа, предусмотренная за нарушение Закона о рекламе, регулируется статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. В зависимости от допущенного нарушения, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    Частью 6 статьи 14.3 КоАП предусмотрены отдельные размеры штрафа за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее. Такое нарушение закона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Владислав спрашивает:
Здравствуйте, а можно где нибудь увидеть список этих микрофинансовых организаций действующих у нас в области? Спасибо.
Ответ
    Добрый день, Владислав! Государственный реестр микрофинансовых организаций Вы можете посмотреть на сайте Центрального Банка России, в разделе «Финансовые рынки», подраздел «Микрофинансирование и финансовая доступность».

Ольга Владимировна спрашивает:
Ирина Петровна, добрый день. Мы узнали что Вам в этом году вручили медаль за отличную работу, поздравляем!
Ответ
    Ольга Владимировна, благодарю за поздравление!
Валентина Степановна спрашивает:
Ирина Петровна, здравствуйте! Антимонопольщики давно находят нарушителей по рекламе, почему же до сих пор нарушения существуют?
Ответ
    Добрый день, Валентина Степановна! Рекламный рынок весьма динамичный в развитии. Компании зачастую вынуждены искать наиболее эффективные средства привлечения внимания потребителей. Этим обусловлено активное использование разных форм продвижения товара.
    Как показывают возбужденные дела по признакам нарушения рекламного законодательства, большая часть нарушителей не знали требований Закона о рекламе. Некоторые, при заказе рекламы, надеялись лишь на рекламопроизводителей и считали, что они обязаны оценить содержание изготавливаемой продукции на предмет законности. Тем не менее, ответственность (в зависимости от нарушения) возлагается не только на рекламодателя, но и на рекламораспространителя и рекламопроизводителя.