Амурчан пугают страшилками про гептил и амил

Константин Чмаров
министр по строительству космодрома «Восточный»
22 апреля 2013
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Космодром «Восточный» - это один из самых многообещающих проектов нашего региона, который уже сегодня развивает экономику Приамурья. За прошлый год еще строящийся «Восточный» только прямыми налогами пополнил амурскую казну на сто миллионов рублей. Не говоря уже о тысячах рабочих мест, которые создаются на космодроме. Однако насущным остается вопрос экологии. Жителей области не могут не волновать слухи, которые ходят вокруг высокотоксичного топлива, с помощью которого планируется запуск ракет. Чтобы выяснить, чего ждать от гептила нам и нашим природным ресурсам, мы поговорили с министром по строительству космодрома «Восточный» Константином Чмаровым.

 

- Константин Васильевич, космодром «Восточный» действительно наносит большой вред амурской экологии?

- Космодром – это промышленный объект и понятно, что большой радости окружающей среде он принести не может. Во время строительства «Восточного» приходится спиливать леса, снимать растительный слой почвы, но, то же самое можно сказать практически про любой другой промышленный объект. Это не химическое производство, это не ядерная технология. Да, космодром высокотехнологичен, и никто не утверждает, что он полностью безопасен, с него же ракеты запускают! И, естественно, на период пуска организуется эвакуация. Но каких-то дополнительных вредных воздействий на окружающую среду – нет.

 

 - Часто космодромы сравнивают с аэропортами, действительно, если разобраться, аэропорты приносят больше вреда экологии, нежели космодромы?

 - Конечно, ни для кого не секрет, что самолеты нарушают озоновый слой. Но никто не говорит о том, что нужно прекратить полеты. Мы засыпаны просьбами амурчан о том, чтобы с нашего аэропорта самолеты летали в Таиланд, Вьетнам. И с каждым годом интенсивность полетов по разным направлениям увеличивается, ведь в этом заинтересованы амурчане.

 

 - Константин Васильевич, давайте затронем проблемный вопрос. Известно, что на космодроме будет использоваться высокотехнологическое топливо, в состав которого войдут гептил и амил. Известно, что даже малейшая доза гептила – это  приговор для человека…

- Гептил – это удивительное топливо. В двигателе он смешивается с амилом, изготовленным на основе азотной кислоты и происходит горение в безвоздушной среде.

 Я хочу отметить, что в мире нет ни одного космодрома, который не использовал бы гептил. Разница лишь в количестве гептила. Например, в Китае, где сейчас строится космодром на острове Санья, гептил и амил используется в сотнях тонн, им буквально будут заправлять ракеты. А у нас будет заправляться только разгонный блок – «Фрегат», то есть головная часть корабля. И на эту часть уйдет всего несколько килограммов этого топлива, понимаете разницу?

 

 - Разница понятна, но безопасен ли будет сам процесс заправки?

- Разумеется. Капсула с несколькими килограммами гептила и прочным герметичным контейнером будет транспортироваться, скорее всего, авиа- или железнодорожным транспортом. В специальном хранилище космодрома капсулу «подстыкуют» к космическому аппарату и методом выдавливания топливо переместят. В таком виде корабль уже пойдет на старт. На космодроме никаких хранилищ с гептилом нет. Я хочу еще раз подчеркнуть, такая технология используется везде.       

 

 - А если эта капсула будет повреждена во время транспортировки?

- За всю историю таких случаев не было. Капсула изготовлена из алюминиевого сплава, постоянно проводятся тестирования, во время которых можно увидеть, что даже если капсула упадет, то она будет сгибаться. Но все же, мы рассматриваем все возможные негативные сценарии. И я хочу вас уверить, даже если разольются  несколько килограммов топлива (хоть вероятность этого ничтожно мала) - существенного вреда не будет. Возможно, что будет просто локальное загрязнение почвы.

 

 - С гептилом и амилом все понятно. Но как вы считаете, сегодня, когда до пуска первой ракеты еще два года, экологическую составляющую нужно держать на особом контроле, или пока еще рано этим озадачиваться?

- Конечно нужно, и мы это делаем. В настоящее время на космодроме и близлежащей территории проводится независимый экологический мониторинг. Специально для этого к нам в область приезжают опытнейшие экологи, например из Новосибирска, но также работают и наши специалисты. Они совершают замеры показателей в растительном и животном мире. И обращают внимание на все критерии, отражающие все процессы в экологии, вплоть до изменений в организме полевой мыши. И если нужно будет забить тревогу, то мы сделаем это первыми.

Интервьюер: Оксана Пригожая