Дополнительное образование

Татьяна Гранкина
замминистра образования Приамурья
08 апреля 2013
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Российскую систему дополнительного образования можно с уверенностью назвать уникальной. Ни в одной другой стране мира нет такого количества разнообразных кружков, спортивных секций и других бесплатных учреждений для школьников. Что касается Приамурья, то здесь действуют более ста учреждений дополнительного образования, в которых ребята развивают свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности. Но не секрет, что есть в сети этих учреждений и проблемы. Взять хотя бы зарплаты педагогов - они намного ниже, чем у школьных учителей. О том, чем сегодня живет система дополнительного образования и какие меры принимаются для ее развития, мы поговорили с заместителем главы регионального минобра Татьяной Гранкиной.

 

- Татьяна Николаевна, как вы считаете, насколько сегодня амурским школьникам нужны учреждения системы дополнительного образования? Оправдывают ли они себя в современных реалиях жизни?

- Уверена, что оправдывают. Понимаете, в школе ребенок получает знания, которые необходимы для следующего этапа образования, работы. Занятия в учреждениях дополнительного образования помогают сформироваться личности. Ведь там он делает то, что ему нравится. Общается с близкими по интересам ровесниками, находит друзей и добивается успехов в любимом деле. А помимо этого имеет возможность выезжать на соревнования, конкурсы, участвовать в походах, экспедициях и экскурсиях.

 

- Пользуются ли учреждения дополнительного образования у школьников популярностью? 

- Еще как! Почти половина всех школьников, точнее сказать - более 42 тысяч детей - занимаются в учреждениях дополнительного образования, подведомственных муниципалитетам и Минобрнауки области. Причем самое популярное направление - спортивное. На втором месте по числу посещающих кружки и студии художественного творчества, на третьем – эколого-биологические учреждения.

 

- Интересно, насколько разнообразен выбор предлагаемых занятий?         

- Тут можно привести в пример Амурский областной дворец творчества детей и молодежи, в котором дети занимаются по различным направлениям. Это - «Юные спасатели», «Школа КВН», «Спортивное ориентирование», «Юные этнографы», «Ушу», а также несколько музыкальных и танцевальных объединений. Есть где проявить способности и таланты. 

 

- Я считаю, что важнейший показатель качества школьного образования – это оценки учащихся. А как оценить качество образования дополнительного?

- Это можно сделать, посмотрев на результаты достижений наших ребят. Вся область знает, что школьники, занимающиеся по эколого-биологическому направлению, постоянно занимают первые места на соревнованиях всероссийского масштаба. Наши авиамоделисты с успехом выступают на конкурсах дальневосточного уровня. Не могу не отметить и амурских КВНщиков, которые благодаря своему чувству юмора стали бронзовыми призерами всероссийской Юниор-лиги КВН. Однако это не самое главное. Вы ведь понимаете, что не все четыре тысячи ребят будут ездить на конкурсы и занимать призовые места. Например, в спорте для нас важнее не взрастить одного чемпиона, а приобщить к здоровому образу жизни сотни ребят. Я уже не говорю о том, что после школьных занятий ребенок будет делать что-то для себя полезное, а не болтаться на улице, попадая в дурные компании. Плюс, для некоторых детей нынешние увлечения в будущем становятся профессией.

 

- То есть областное правительство заинтересованно в развитии системы дополнительного образования?

- Безусловно. Общий объем финансирования этих учреждений только в 2012 году составил почти 590 миллионов рублей. При этом 500 миллионов – это областной и муниципальные бюджеты и порядка 90 миллионов – привлеченные средства.

 

- Татьяна Николаевна, сегодня часто говорят об интеграции системы дополнительного образования. Что скрывается за этим понятием?

- Интеграция заключается в своеобразном сращивании школьного образования и дополнительного. По новым федеральным образовательным стандартам, ученикам начальных классов, пятиклассникам и шестиклассникам, школы обязаны предоставлять десять часов дополнительного образования. Эти занятия будут проводить не учителя, а педагоги ДО. Нужно отметить, что они абсолютно бесплатные, и дети смогут посещать их по желанию. Например, если раньше школьник просто посещал урок истории и обществознания, то теперь помимо этого он получит возможность прямо в школе изучать историю родного края, участвовать в создании школьного музея или самостоятельно подготовить социальный проект. Тем самым мы получаем так называемую модель школы полного дня. Причем благодаря модернизации системы общего образования наши школы имеют все необходимое оборудование для того, чтобы занятия были интереснее.

 

- Скажутся ли эти изменения на зарплатах педагогов?    

- Конечно! Если часть учреждений дополнительного образования фактически «переедет» в школы, буде сокращен административный ресурс, например, бухгалтерия школы и учреждения дополнительного образования будет единой. За счет экономии удастся повысить зарплаты педагогов. Помимо этого на зарплаты повлияет стимулирующий фонд, из которого учителя будут получать надбавки за качество работы. В настоящее время сами педагоги дополнительного образования составляют критерии качества, мы рассмотрим эти критерии и составим рекомендации. Но я еще раз хочу подчеркнуть, школа – это социокультурный центр, и мы должны сделать так, чтобы эти слова были оправданы.

Интервьюер: Оксана Пригожая