История о достоинстве

Ольга Синицына
Искусствовед
31 июля 2015
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В мае Амурский областной краеведческий музей выиграл грант Российского фонда культуры в рамках программы «Гений места. Новое краеведение». Это значит, что скоро под крышей здания с башенными часами появится новая экспозиция с рабочим названием «Чердачные истории». Она будет посвящена торговой империи «Кунст и Альберс», основавшей на Дальнем Востоке целую сеть универсальных магазинов. В одном из них, построенном в Благовещенске в 1894—1911 годах, вот уже около 30 лет располагается краеведческий музей. Сегодня сотрудники учреждения работают над концепцией нового проекта, который расскажет жителям города об истории немецкого торгового дома и его роли в развитии Приамурья. Недавно профессиональную консультацию для благовещенских коллег провела московский искусствовед, эксперт в области музейного дела Ольга Синицына. О том, чем проект может «зацепить», как история магазина связана с человеческим достоинством и почему музею важно браться за тяжелые темы, она рассказала в интервью газете «Благовещенск». 



Стимул для современников

— Ольга Валентиновна, как вам проект чердачной экспозиции?

— Пока можно оценивать два существующих явления. Во-первых, сам чердак, который я имела счастье посмотреть. Это потрясающее пространство, которое меня как человека, близкого к архитектуре, просто заворожило. Даже если его просто вычистить и туда пускать людей, это уже будет эффектно. А если сделать там экспозицию, которая поможет оценить это пространство и создавших его людей, будет совсем прекрасно. Главное, не перенасытить ее информацией. 

— Чем эта история может быть интересна?

— Я вижу большие перспективы проекта. Мне нравится, какой честный и этически выверенный подход выбрали сотрудники музея. Они хотят проделать работу по возвращению имен, чудовищно вымаранных из истории города и в целом из истории российского благосостояния. Конечно, торговый дом «Кунст и Альберс» очень сильно повлиял на то, как жили люди на Дальнем Востоке. Основатели торговой империи были людьми другой национальности и религии, но они сумели многое дать населению региона. К примеру, они привозили в Благовещенск сельскохозяйственную технику самого последнего образца, и здесь существовали процветающие сельские хозяйства. Крестьяне были настолько обеспечены, что могли купить себе даже швейную машинку «Зингер». Это заставляет нас, современников, задуматься о том, как мы довели эту территорию до такого состояния, что люди отсюда уезжают, а не приезжают сюда, и что такое особенное делалось раньше, чтобы людям здесь жилось хорошо. 
Значит, Дальний Восток все-таки вполне способен удовлетворять потребности людей и делать их жизнь достойной, благополучной, интересной и яркой. Поэтому я думаю, что этот проект, хоть он и про прошлое, может стать хорошим стимулом для города, который мне показался все-таки довольно динамичным и устремленным в будущее. Одним словом, этот проект про то, как можно сделать жизнь лучше, и не только свою. Это история о достоинстве, об уважении к людям, которые добросовестно занимаются свои делом.

— Как вам кажется, какие детали, связанные с торговым домом, сегодняшнему посетителю покажутся особенно актуальными?

— Здесь очень много тем, которые легко сопрягаются с современностью. Прекрасна, например, тема рекламы. Первое, что бросается в глаза — абсолютно те же слова и приемы для привлечения клиентов. Потрясающе, насколько здорово работала эта система и как грамотно была выстроена инфраструктура, включающая собственный банк и страховую компанию. Очень важна и перспективна тема благотворительности и тех общественных позиций, которые занимали Кунст, Альберс и их управляющие. Эти люди входили в попечительские советы, систему образования, местные органы управления. Такой ответственностью перед обществом представители протестантского мира обеспечивали стабильность своему бизнесу со средних веков.
Дело в том, что когда человек начинает заботиться о своем благосостоянии, он понимает, что оно не может существовать в изоляции от благосостояния других людей. Отсюда и появляется социальная ответственность бизнеса: люди начинают вкладываться в социальные программы и обеспечивать стабильность общества, в котором они ведут свои дела. Для нас это повод задуматься: кому больше нужна благотворительность — тем, кого осчастливливают, или тем, кто этим занимается?

— То есть история фирмы, основанной более ста лет назад, может быть полезна нашим современникам?  

— Конечно. Меня, например, потрясло до глубины души, как была организована доставка товаров, которые зимой по снегу везли верблюды. Как четко была выстроена логистика! Это может натолкнуть нас на самые разные мысли, в том числе и о том, как грамотная и честная торговля по-настоящему может стать двигателем прогресса. Ведь Кунст и Альберс работали не по схеме «купи подешевле, продай подороже», они заботились о качестве товара, потому что от этого зависела их репутация. Существовали этические принципы торговли, и отношение к предпринимательству было иным.

Это сегодня мы часто не можем уважать тех, кто занимается бизнесом, потому что воспринимаем их как жуликов и обманщиков. А тогда предприниматели держали слово, сделать что-то некачественно для них считалось позором, а репутация фирмы имела огромное значение. Ужасно обидно, что сейчас это почти утрачено, ведь предприниматели — очень полезные для государства люди: у них есть творческая жилка, они могут двигать общество вперед. Так что экспозиция об истории торгового дома «Кунст и Альберс» очень важна не только в художественном или историческом, но и в социальном контексте. 



«Музей про правду»

— В истории торгового дома много не только позитивных, но и трагических страниц. В экспозиции ведь наверняка придется рассказать и о них. 

— Обязательно. И очень хорошо, что краеведческий музей берется за эти трудные темы. Одна из них — это отношения между русскими и китайцами. Во время конфликта 1900 года одни сотрудники фирмы, призванные в армию, воевали против китайцев. Другие же, наоборот, когда китайцев убивали и изгоняли из города, прятали их, потому что хорошо относились к этим людям. А потом, после начала Первой мировой войны, репрессии коснулись уже и самих немцев — даже обрусевших и принявших российское подданство. 
Как мы знаем, они продолжились и в 30-е годы. То есть, как только вмешивается политика, начинаются проблемы. Конфликты сами по себе не вырастают, они кем-то вбрасываются и подогреваются. История торгового дома эту тему тоже очень хорошо показывает. Как только начались политические конфликты, в магазине случился пожар, а потом последовал долгий процесс вымарывания имен Кунста и Альберса из истории Благовещенска и вообще Дальнего Востока. Но музей должен быть про правду, поэтому эти истории нужно рассказывать. 

— Каким вы видите дизайнерское решение проекта?

— Я надеюсь, что экспозиция получится очень современной — хотелось бы, чтобы у дизайнеров хватило на это пороха. Такой подход необходим, потому что торговый дом «Кунст и Альберс» поставлял самое современное оборудование высшего качества и был передовым во всех отношениях. Поэтому здесь не должно быть никакого традиционного наклеивания этикеток, стилизации под старину и перегруженности информацией. Экспозиции нужны воздух и легкость, благо архитектура чердака это позволяет. В этом здании после пожара в 1910-х годах были установлены гениальные по своей конструкции новые металлические стропила и сделаны наливные полы. Все это в идеальном состоянии и потрясающе выглядит, хотя помещение не предполагалось для людей. Я бы сказала, что здесь, наверное, сказалась протестантская этика: невозможно сделать плохо даже там, где этого никто не увидит. Даже подсобное помещение не может быть сделано кое-как — разве это не пример человеческой честности и достоинства? 

— За счет чего можно добиться в музее эффекта современности, даже если речь идет о прошлом?

— В первую очередь за счет языка, на котором говорит музей. При этом хочу подчеркнуть, что современность вовсе не заключается в использовании компьютерных технологий. Я видела прекраснейшие экспозиции, где вообще не было ни компьютеров, ни 3D-моделей. Главное — изменить отношение к посетителю. Человек, пришедший в музей, должен оказаться в положении не просто пассивного зрителя. У него должна быть возможность активно соучаствовать, думать над трудными эпизодами в истории, задаваться вопросами, предлагать собственные версии. Хорошо, что у руководства музея есть понимание этого, а значит, чердачная экспозиция вполне может стать катализатором обновления всего музея, который и так довольно прогрессивный. Думаю, у проекта вообще много точек роста. Даже если взять основные тематические блоки экспозиции, каждая из них тянет за собой множество тем, которые можно развивать разными способами. Эта площадка могла бы стать отличным местом для дискуссий, для высказываний, а ведь проговаривание — один из путей к пониманию. 

Фото: газета «Благовещенск», gogol.tv
Интервьюер: Регина Поливан