Лариса Закирова
заместитель министра образования и науки Амурской области
«Жаркая» пора экзаменов начинается у выпускников школ . В этом году впервые в Приамурье у ребят, имеющих инвалидность, появилась возможность сдавать единый госэкзамен, не выходя из квартиры. Об особенностях проведения выпускных испытаний для детей с ограниченными возможностями здоровья мы поговорили с заместителем министра образования и науки Амурской области Ларисой Закировой.
- Лариса Анатольевна, сколько амурских школьников в этом году будут сдавать ЕГЭ?
- По данным на конец апреля – пять тысяч 865 человек, из них четыре тысячи 757 – нынешние выпускники. Кстати, в прошлом году ЕГЭ сдавали было больше: шесть тысяч 132 и пять тысяч 566 учеников соответственно.
- Сколько из них школьников с ограниченными возможностями?
- Вообще, выпускник с ограниченными возможностями здоровья вправе выбирать форму сдачи выпускных экзаменов, для этого нужно написать заявление. Что это будет - традиционная форма или ЕГЭ - решать ему самому. Статистика последних лет показывает, что численность детей-инвалидов, которые выбирают ЕГЭ, ежегодно растет. Всего в этом году изъявили желание сдать ЕГЭ 35 человек из 48. В 2010 году, допустим, таких было 23 из 42. Количество желающих выросло с 55 процентов до 73-х.
- Как сдают ЕГЭ дети-инвалиды? Отличаются ли их результаты сдачи экзаменов от результатов остальных выпускников?
- В прошлом году 90 процентов выпускников с ограниченными возможностями успешно сдали ЕГЭ. В 2011 году таких был 81 процент, в 2010-м – лишь 78. По русскому языку, физике, литературе, информатике, истории ученики этой категории сдают экзамены даже лучше, чем остальные выпускники. Такие результаты прежде всего говорят о том, что дети-инвалиды, сдающие единый госэкзамен, получают все необходимые знания для поступления в высшие и средние учебные заведения, как и остальные ребята.
- Кстати, о вузах. Насколько необходимо обеспечивать возможность сдачи ЕГЭ для детей-инвалидов? Ведь они и так принимаются в учреждения профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний?
- Поступать они, конечно, могут, и у них такая возможность есть. И когда ЕГЭ стали проводить в штатном режиме, то, в основном, ребята-инвалиды пользовались этой «льготой», если ее так можно назвать, и поступали в университеты, сдавая сначала выпускные экзамены в школе, а затем вступительные испытания непосредственно в вузе. Но практика показала, что на ребенка с ослабленным здоровьем ложится двойная нагрузка: экзамены приходится сдавать дважды, обстановка в вузе непривычна, вступительные испытания чаще всего проводятся в форме тестов – то есть фактически то же самое ЕГЭ, а предлагаемые задания зачастую сложнее тех, что дети сдают в школе.
Многочисленные отзывы родителей и выпускников прошлых лет также свидетельствуют о том, выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, планирующим получать высшее образование, ЕГЭ сдавать разумнее в связи с меньшей нагрузкой на здоровье. Это тем более актуально сейчас, когда для абитуриентов, имеющих инвалидность, льготы при поступлении изменились. Если ранее они могли подавать документы на внеконкурсное зачисление в пять вузов по трем специальностям в каждом, то с прошлого года льгота сохраняется только на одну специальность и только в одно учебное заведение. На остальные специальности ребята поступают на общих основаниях. Отсюда повышенный интерес среди выпускников-инвалидов к ЕГЭ.
- В этом году в Приамурье единый госэкзамен будут принимать на дому. Это обычная практика?
- У нас в регионе это произойдет впервые. Комиссия сама придет к выпускнице с ограниченными возможностями. Не так давно к нам обратилась ее мама и рассказала, что из-за заболевания девочка не выходит на улицу, обучается на дому, часть предметов изучает дистанционно. Учится, кстати, она очень хорошо. Хочет поступить в вуз, получать образование дистанционно, а после планирует работать на дому.
- Как будет проводиться этот «выездной» экзамен?
- Для нас это нетипичная ситуация, но мы к ней готовы. В квартире выпускницы разместят пункт для проведения экзамена: туда приедет ассистент, организатор, уполномоченный государственной экзаменационной комиссии, а также привезут контрольные измерительные материалы.
- Будут ли помимо этого созданы для детей-инвалидов дополнительные льготные условия?
- Да. Допустим, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа выпускников в аудитории и другие помещения учебного заведения. Помимо этого, дети с ограниченными возможностями могут воспользоваться услугами ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь. Им дается дополнительное время для сдачи экзамена, организовано питание, разрешены перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур и так далее. Очень надеемся, что скоро дети-инвалиды, которые не могут писать на бумаге, будут сдавать экзамены в компьютеризированной форме. Тем более, что в региональном центре обработки информации есть возможность работать с такими данными.
- Программа по внедрению инклюзивного образования в Приамурье существует с 2011 года. Что можно сказать о результатах такого обучения – насколько качественно оно ведется?
- С 2011 по 2015 годы на реализацию программы «Доступная среда» федерация выделила миллион 337 тысяч рублей, область – полтора миллиона. Уже есть чем гордиться: наша область дважды, в прошлом и позапрошлом году, становилась победителем в рамках федеральной целевой программы развития образования «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей». Во всех учебных заведениях области создаются условия для детей-инвалидов. Ну а качество полученного образования подтверждают результаты ЕГЭ.
- Сколько на сегодняшний день детей-инвалидов занимаются на дому по видеосвязи с учителями?
- Дистанционное обучение в области ведется с 2009 года. За это время организованы «на расстоянии» занятия 200 детей-инвалидов. В ближайшем будущем к ним прибавятся еще 20 человек.
Интервьюер: Ольга Поломошнова