Может ли вязание из хобби перерасти в стабильный заработок?

Татьяна Белоусова
Автор проекта клуб-магазина KlubOk
24 мая 2023
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

22 мая в Благовещенске открылся клуб-магазин KlubOk. Он призван объединить амурских мастеров спиц и крючка для взаимовыгодного сотрудничества и просто интересного общения. С чем связана такая необходимость? Легко ли продавать вязаные изделия ручной работы в сети интернет? Зачем желающим учиться вязать нужны «живые» мастер-классы при современном обилии виртуальных? Хватает ли в Приамурье материалов и инструментов для вязания? Об этом рассказывает инициатор проекта клуб-магазина KlubOk Татьяна Белоусова.

IMG_7245.JPG

— Клуб-магазин – необычный формат для нашего города. Это проект творческий или коммерческий?

— Тот случай, когда одно другому не мешает. Вязание, как и любое более-менее постоянное творчество, требует финансовых вложений. Раз так, неплохо устроить, чтобы не только вы работали на хобби, но и оно на вас. Хотя бы окупить затраты на вязание хочется любой мастерице. Если она, конечно, не сказочно богатая бездельница, ищущая, чем бы убить избыточные время и деньги.

IMG_7176.JPG

— Из желания «окупить затраты» и родился KlubOk?

— Родился он от совокупности желаний и не сразу. То первое желание взять в руки спицы у меня случайным было. Какая девочка не бегает по городу в поисках шапочки под новые боты? Тут цвет не совпал, там шапчонка бини из 100% акрила стоит столько, что ещё одни кожаные боты купить дешевле. Бегала я, бегала, да как психану! Вспомнила, что две петли ещё когда-то в детстве освоила. Купила моток полушерсти искомого цвета. Связала за вечер шапку. И так мне понравилось под аудиокнигу спицами звенеть! А тут ещё и снуд к шапке примечтался. На следующий день ещё пару мотков. Потом ещё, ещё. О затратах сначала не думалось, напротив, оказалось, что связать симпатичную вещицу самостоятельно много дешевле, чем купить готовую. И, кстати, первое время ни о каких продажах изделий собственной работы тоже не думалось. Себе бы успеть.

IMG_7147(2).jpg

— Когда же вязальщица начинает задумываться о продаже своих изделий?

— Тут, наверное, у каждой вязальщицы свой опыт. Кто-то учится вязать уже с тем, чтобы обзавестись дополнительным заработком. Большинство же вяжут только для себя, максимум нужды семьи удовлетворяют. Я изначально тоже против продаж была. До сих пор убеждена, что не для дилетанта это дело, оно ответственное. Я ведь почти с нуля несколько лет назад вязать начинала. Был опыт шарфовязания резинкой в детстве, но не боле того. Да и вообще. Вяжешь, вяжешь, стараешься. Ждёшь момента, когда фоточки выложишь хвастливо. По мне так самый большой кайф от вязания – надеть и похвастаться, мол, смотрите все, это я сама. Однажды даже курьёз приключился. Я тогда только освоила реглан. Связала первое платье. Огрехов больше, чем самого платья. Но, видать, благодаря этим огрехам очень оно индивидуальное вышло. До сих пор ношу и каждый раз комплименты слышу. И вот вышла я впервые в этом платье. И вот понравилось оно одной барышне. И вот попросила она ей такое же связать. И вот чуть не умерла я от жадности. Как это такое же? Это моё!!! Так и придумала вежливую отмазку. Самое смешное, что в этом году я пыталась выставить на продажу типажное платье. И каково же было моё удивление, когда желающих его купить не нашлось ни одного. Вот тут я и поняла, что продавать вязанные изделия в сети не так-то просто, как об этом на всех заборах пишут. Отчасти это и породило клуб-магазин KlubOk.

IMG_7161.jpg

— Почему вязальщицам трудно продавать свои изделия?

— Главная трудность, как и в любых продажах – поиск потенциального покупателя. Да, если мастер сделал себе имя, обзавёлся рекомендациями, знакомствами, множеством подписчиков в соцсетях, то продавать становится проще. Но даже в этом случае, любой мастер это подтвердит, комментариев и лайков в кажущемся очень живым и востребованном коммерческом профиле всегда больше, чем покупателей – то есть тех, кто действительно отдал конкретные деньги, за конкретное изделие. У мастера неизвестного, только заявившего о себе выложенными изделиями, шансы продавать в сети ничтожно малы. И они не вырастают даже у тех, кто согласен потратить какие-то деньги на продвижение. Давайте честно: продвижение, как и любая эффективная реклама, стоит не каких-то, а хороших денег. Начинающие мастера хотят зарабатывать небольшие на первых порах деньги, а не тратить большие. Даже если недорогие приёмы продвижения позволят заполучить стопицот друзей или френдов в соцсети, даже если часть из них, действительно, окажутся любителями вязаного трикотажа ручной работы. Перед мастером тут же встают новые проблемы: как заставить поверить, что изделие в реальности выглядит так же презентабельно, как на фото? Это если мастер умеет делать красивые фото. Тех, кто не умеет, тоже немало. У них проблема обратная: в реальности выглядит красиво, а на фото в лучшем случае – никак. И наконец, самая серьёзная и типично российская проблема. Как убедить несведущих, что хорошую вещь ручной работы нельзя купить недорого. Но у нас иной стереотип. За два часа работы средненького мастера нейл-дизайна отечественный потребитель, не задумываясь, платит 2-3 тысячи рублей, пара часов в парикмахерской и того дороже. Но пуловер ручной вязки за 10 тысяч рублей тому же потребителю кажется слишком дорогим. И ведь не доходит, что даже шарфик банальный, не то, что пуловер, за пару часов не связать.

IMG_7165.jpg

— Как клуб-магазин KlubOk намерен помочь городским мастерицам продавать?

— Планируем принимать вязаные изделия ручной работы под реализацию. И выставлять их мы будем не на виртуальном, а на вполне себе реальном пространстве – в помещении магазина. Как бы ни восхваляли интернет, но там, где есть возможность оглядеть со всех сторон, пощупать, приложить к лицу, примерить – покупают охотней. Магазинов, что предоставляют мастерам такие услуги, в нашем городе нет. Я, по крайней мере, не встречала. Хотя опыт не новый, в других городах этим занимаются, например, магазины подарков и сувениров. Если верить отзывам тех же вязальщиц в сети, опыт, кстати, частенько неудачный. Магазины оказывают услугу за бешеный процент, накручивая цену чуть не вдвое. Мы постараемся не хищничать, чтобы и без того не дешёвые изделия не становились заоблачно дорогими. Мастера, что будут вязать свои изделия из нашей пряжи, и вовсе могут рассчитывать на услугу по льготной цене. Тем же, кому изделия ручной работы кажутся дорогими, мы предложим эконом-вариант: покупайте спицы, пряжу и вяжите самостоятельно. Тут-то вы и поймёте из каких усилий, временных затрат, многократных перевязов и прочих мук творчества складывается цена, что кажется вам непомерно высокой.

Без имени.jpg

— Если я не умею вязать, то так и уйду без подарка?

— «Не умеешь – учись!» — это наш слоган. И он не для одного лишь красного рекламного словца. Проведение на нашей территории обучающих мастер-классов – это ещё одно направление деятельности клуба. И ещё одна возможность для городских вязальщиц заработать. В Благовещенске немало тех, кто умеет вязать и способен научить других. А есть те, кто давно хочет научиться, но не знает с какого конца спицу в руки взять. Мы попытаемся помочь встретиться тем и другим. Первые будут приходить к нам со своими наработками, заявляя темы мастер-классов. Вторые – оплатят время и опыт мастера, покупая входные билеты. Мы постараемся, чтобы они тоже были доступными. В итоге хорошо всем.

IMG_7175.jpg

— Зачем платить деньги за мастер-класс, если в сети есть много бесплатных?

— Здесь то же, что и с продажами. Не всё так просто, как кажется. Чтобы найти толковый мастер-класс в сети, приходится потратить немало времени, перебирая десятки бестолковых. Сейчас телефон в руках у каждой бабы-дуры, возомнившей себя гуру вязания. В итоге ты слушаешь, как она пургу несёт, красуясь перед камерой, а выхлопа – ноль. И это хорошо, если пургу несёт явно, таких сразу выключаешь. А бывает вроде умно с виду, и изделие симпатично смотрится на фоточке. Вяжешь дней сколько-то, пока не поймёшь, что ошиблась где-то баба с подсчётами, фигня вместо заявленного изделия вышла. У неё скорее всего тоже вышла фигня, просто она на фото нужным боком повернулась. Причём и платные мастер-классы вовсе не обязательно толковые. Понимаете, интернет частенько оборачивается безответственностью. Виртуально в лоб не стукнут, даже если сжульничала где-то, брякнула, не подумав. Иное дело непосредственное общение мастер-ученик. Здесь и ответственности больше, и возможность задать уточняющий вопрос, получить индивидуальную консультацию. Тем более, что наши мастер-классы планируются очень камерными: собрать больше десяти человек одновременно нам крошечное помещение не позволит. В идеале нам хотелось бы эксклюзивных мастер-классов, разработанных специально под наш ассортимент пряжи. Пока это мечты, но хочется верить в их воплощение.

Без имени.jpg

— Ваш ассортимент – он какой?

— Сами над этим сейчас раздумываем. Точней уже не только раздумываем, а пытаемся нащупать, вычислить, отыскать опытным путём. Наша задача – выставить на продажу то, чего в городе вязальщицам не хватает. Пока ориентируюсь на себя и знакомых. У нас есть магазины пряжи, на первый взгляд там изобилие. При детальном изучении обнаруживается в основном бюджетная Турция, кое-что отечественное, тоже относительно бюджетное. Но понимаете, в той же сети распространён лозунг «вяжут не только бабушки», вяжут молодые, креативные, те кто следят за подиумными вязанными тенденциями. Тут-то и обнаруживается, что вязать не из чего. Там на подиуме, если приглядеться, те самые две петли. Просто посадка идеальная и фактура пряжи явно не та, что имеется среди местных бюджетных предложений. А они потому и бюджетные, что доходы среднестатистической амурской вязальщицы не высоки. Потому ту же итальянскую пряжу от середнячковых, но достаточно популярных брендов сюда везут неохотно. Что уж говорить об элитных мотках, бобинах, пасмах? Ту же мануфактурную Италию покупают в стоковых магазинах коллективными закупками. Но с элитными брендами такие номера не проходят. У них защита от демпинга и прочих потребительских хитростей. Чтобы купить оптом – нужно предъявить много-много доказательств, что ты магазин пряжи, обязующийся не продавать ниже рекомендуемой цены. Заглядывались мы на европейские, американские и прочие громкие бренды, вздохнули грустно, ибо не потянем. А значит, век нам фактур модных не видать. Но что вздыхать попусту? Решили идти другим путём, поворотившись от Европы к Азии. Да-да. Вы угадали, пряжу мы везём из КНР. И не ту, что «падисевле», а ту, что уступает в цене элитным брендам, но по качеству достойна, а по фактурам разнообразна. Ведь не секрет, что КНР – лидер по производству волокна всех видов. Большинство тех самых элитных брендов давно уже обзавелись производственными цехами в Китае. А судя по каталогам китайских фабрик, тамошний производитель и сам не зевает. Объявлен в нынешнем сезоне градиент и меланж трендами – вот вам, пожалуйста, во всех ипостасях. Там мы и пытаемся найти свой ассортимент, тот, что не представлен в городе, да и в России, не считая китайских русскоязычных площадок. Все это мы везём на пробу, щупаем, вяжем, стираем, носим, наблюдаем за нашими покупателями и с ними же советуемся. Так со временем и появится узнаваемый ассортимент KlubOk.

Реклама. Посетить магазин KlubOk можно по адресу: Амурская, 199, вход со двора, мансарда, локация Сhurin 2.0, секция В2 (домофон В2)

Тел.: +7 914 574 61 99 , страница в «ВКонтакте»: https://vk.com/k.khoroshiyklub

IMG_7152.JPG

Интервьюер: Порт Амур