«Не писать я точно не могу»
Татьяна Пантелеева
поэтесса
05 января 2016
— Таня, как получилось, что интервал между выходом твоего первого и второго сборников составил всего год?
— Ну, видимо я штампую продукты (смеется). А если серьезно, все получилось спонтанно. Мне позвонил Павел Маркелович Никиткин (писатель, скульптор, председатель амурского отделения Союза российских писателей — прим. ред.) и спросил, не хочу ли я издать второй сборник стихов. Финансирование ожидалось от Союза российских писателей и федерального министерства культуры в рамках объявленного Года литературы. Я подумала над предложением, отложила в сторону свой диплом, который мне предстояло защищать, и взялась работать над книгой.
— Никиткин обратил внимание на твои стихи после знакомства со сборником «Все иz-zа…»?
— Да. В декабре прошлого года на презентации книги он сказал, что считает ее самодостаточной и довольно новаторской. Отдельно были оценены полиграфические достоинства сборника, поскольку для Свободного, где он был издан, это явный андеграунд.
— Можешь ли ты как автор оценить собственную эволюцию от первой до второй книги?
— По сути «Реконструкция» — это переиздание первого сборника, но более расширенное. Здесь многое выглядит иначе: во-первых, вместо псевдонима на обложке появилось настоящее имя автора. Предыдущий сборник я подписала псевдонимом Sato Ry по двум причинам: во-первых, под этим ником меня знали в интернет-среде, а во-вторых, с ним у меня была связана очень важная личная история. Также в моей второй книге появились иллюстрации, которые я считаю ее неотъемлемой частью. Они, с одной стороны, являются подсказками к некоторым стихам, с другой — в них заложены дополнительные шифры.
— Кто стал иллюстратором и как тебе с ним работалось?
— Я никого не видела в этой роли, кроме моего близкого друга Маши Амановой. Я вообще за полчаса общения с человеком могу понять, сможем ли мы работать вместе. С Машей было именно так, хотя она долго сомневалась, стоит ли ей делать рисунки к моим стихам. Но я сразу поняла, что этот человек сумеет понять, что творится в моей голове. Мы работали без всяких графиков: просто она читала стихотворение и через какое-то время присылала мне рисунок с тем, что она увидела в этом тексте. И всякий раз ей удавалось уловить мою эмоцию и передать ее без слов — так, как это бывает только у близких людей, которым при встрече не нужно объятий, а достаточно просто кивка головы. Поэтому я могу сказать, что мы с Машей являемся равноправными соавторами этой книги.
— Все иллюстрации в книге монохромные. Чье это было решение?
— Мое, потому что я любитель статики, черно-белых изображений, всего винтажного. Когда сама что-то фотографирую, часто выбираю стиль ретро, сочетание черного и белого.
— Дополнив первый сборник, ты сохранила его композицию: все стихи распределены по разделам, которые названы «отделениями». Это какая-то отсылка к музыкальным концертам?
— Скорее даже к театру. Жизнь ведь напоминает собой представление, в котором очень много граней или отделений. Если заглянуть за ширму каждого из них, увидишь совершенно разные истории. У меня их девять.
— Тебе принципиально, чтобы читатель знакомился с ними по выстроенному тобой порядку?
— Нет, можно начать чтение с любого места, потому что каждое «отделение» — это самостоятельный цикл. Но внутри него все тексты довольно прочно связаны. К примеру, первый раздел «Псевдоклассика» объединяет стихи, в чем-то довольно стандартные и понятные совершенно разным читателям, но в них, конечно, тоже есть свой подвох. В отделении «Because of V.» собрано то, что принято называть любовной лирикой. «Созерцаемое» — это в основном верлибры. «Перелом» — вещи, с которых изменилась моя система письма, поскольку что-то по-настоящему свое я начала писать только около года назад.
— К слову о манере письма. Ты не отдаешь предпочтение определенной метрической системе: в «Реконструкции» действительно встречаются и верлибры, и классическая силлаботоника. Что это: уже принципиальная позиция быть разной или пока еще просто поиск?
— Мне кажется, что автор не должен зацикливаться на каком-то одном стиле, он должен все время расти и развиваться. Лично себя я могу охарактеризовать как разную в своей одинаковости. То есть, у меня есть собственное видение, а стихотворная форма — лишь варианты этого видения. Когда я сажусь писать, я не думаю о форме. Аппетит приходит во время еды, вдохновение — во время работы. Но в последнее время, к счастью, содержание и форма все чаще сочетаются друг с другом.
— Что для тебя сам процесс творчества: психотерапия, самовыражение, самоанализ?
— Даже не знаю, как я могла бы это назвать. Я пишу вне зависимости от того, хочу я этого или нет, просто в определенный момент внутри меня открывается некий заветный клапан. Это может случиться когда угодно, хотя я не очень продуктивна: пишу в среднем по два стихотворения в месяц. Но если клапан открылся, а у меня через 15 минут встреча, я могу написать человеку: «Прости, я не приду». Потому что знаю: если не запишу сейчас, нахлынувшая стихия уже не вернется. А вообще пишу до того момента, пока мне не начинает нравиться стихотворение — такой вот у меня критерий. Я не люблю свои стихи, считаю приличными около пяти текстов. Но при этом чувствую: не писать я точно не могу.
Проекция от…
Я хотел бы остаться манерно жеманным,
Отпечатавшись разом во всех областях…
В плоскостях утро вновь неизменно туманно,
Не в моих. Но хотя бы и так. Нам осталось
Пятнадцать минут до рассвета, чтобы вдаль
Проводить угасающий поезд. Монолог раз-
Решившись ответом в пыльной передней рас-
Правит кулак, заглушая мой собственный голос.
Если и так, то в какой-нибудь пьесе разыграли…
Меня по ролям. Несомненно, я стал бы посмертно
Известным. Про меня сняли б фильм. Написали
Роман. А потом бы раздали. Почти безвозмездно.
Не считая слогов и случайно отвергнутых сверстниц,
Что на улицах пыльных дождем и снегами испорчены,
Я ищу тебя вновь в зеркалах, переходах, на лестницах,
По испитым рабочим. И снова отвергнутым горничным…
Интервьюер: Регина Поливан
Вход в личный кабинет
Водители нарушают ПДД — травмируются дети
«Ребенок в «автокресле» травмируется непристегнутыми пассажирами или водителем»
Весна без простуд или как укрепить иммунитет
«Делать это никогда не поздно и заниматься этим нужно регулярно»
Как научить ребенка вести себя с незнакомыми
«Взрослые никогда не просят у детей помощи! Это первый признак опасности»
Как начать регулярные тренировки с Нового года
«Не стоит ждать определенной даты, необходимо действовать»
Взгляд на проблему пешеходов и водителей
С начала 2023 года пешеходы нарушили правила
перехода проезжей части более 1200 раз
Важно показать ребенку, что время за монитором можно проводить с пользой!
Для этого существуют IT-курсы
Вакцинация — лучший способ профилактики инфекционных заболеваний
«Прививка значительно снижает риск осложнений»
Люди погрязнут в отходах, если не придут к осознанному потреблению
«Пока вопросами экологии обеспокоен всего 1% населения»
Перевозка ребенка без автокресла может закончиться трагедией
С начала года в Благовещенске случилось 20 ДТП с участием юных пассажиров
ВИДЕО ЛИДЕР
Нашли ошибку? Ctrl+Enter