«Орнитолог — это биолог, зоопсихолог, механик и охотник в одном лице»

Денис Иванов
Орнитолог
21 февраля 2023
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
19 февраля свой профессиональный праздник отметили российские орнитологи. Таких специалистов не так много. В Амурской области их можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из них — Денис Иванов — трудится в аэродромной службе нашего аэропорта. Какими специфическими знаниями должен обладать орнитолог, работающий в аэропорту, какие нестандартные способы приходится использовать, чтобы вытеснить пернатых подальше от аэродрома и какой метод самый эффективный? Об этом и не только Денис рассказал в интервью пресс-службе Международного аэропорта Благовещенск.
Денис, расскажите об особенностях работы орнитолога в аэропорту? Какими специфическими знаниями должен обладать такой специалист?

Орнитолог аэропорта должен тщательно следить за орнитологической обстановкой не только на самом аэродроме. Моя зона ответственности гораздо шире — в радиусе 15 километров от взлетно-посадочной полосы. Если кратко, то я занимаюсь отслеживанием перемещений пернатых, выявляю места концентрации и зоны обитания птиц в разные сезоны и, в зависимости от полученной мной информации, принимаю меры, чтобы оттеснить птиц как можно дальше от аэропорта. Орнитолог, работающий в аэропорту, должен быть биологом, зоопсихологом, механиком, охотником, уметь работать с документами и т. д.

Какие методы отпугивания птиц вы используете в своей работе?

Вообще работа именно с отпугиванием птиц, борьба с птицами - это крайняя мера. Основная задача инженера-орнитолога — профилактика. Ведь любую проблему легче предупредить, чем с ней бороться. Поэтому мы проводим большую работу по созданию, скажем так, не комфортных условий для жизни птиц в этой местности. В моем арсенале есть набор разных отпугивателей. Например, биоакустический издает тревожные для птиц звуки — крики хищников, выстрелы, сигналы тревоги от сородичей и т. д. Такие установки стоят в торцах взлетно-посадочной полосы. Еще есть светобликовые отпугиватели — за счет множества зеркал они раздают на 360 градусов блики солнца. Иногда приходится заниматься и отловом с помощью специальных аэродромных сетей. Хочу обратить внимание, что мы не убиваем птиц. Наша задача — оттеснить их подальше, показать, что жизнь в окрестностях аэропорта не будет спокойной.

А практика применения хищных птиц для борьбы с пернатыми оправдывает себя?

Конечно! Хищные птицы уже давно используются для отпугивания пернатых во многих аэропортах мира и это достаточно эффективный способ. Но это не панацея, все должно работать в комплексе. В аэропорту Благовещенска ловчий сокол очень эффективно показал себя в отпугивании галок. Когда стаи молодых галок облюбовали для кормления свежескошенную территорию вблизи взлетно-посадочной полосы, сокол быстро выгнал их подальше. Галки поняли, что здесь им грозит смертельная опасность и ушли. Хочу отметить, что другие средства не имели такого же эффекта.

Какие птицы могут представлять угрозы для воздушных судов?

Все птицы, независимо от размера, могут представлять опасность для воздушных судов. Но наибольший риск исходит от птиц величиной от скворца, дрозда и больше. К примеру, вес дроздов и скворцов около 100 граммов, но они, особенно в сезонные миграции, объединяются в большие стаи. Столкновение таких стай с самолетом не приведет ни к чему хорошему. Что уж говорить про более массивных птиц. У нас это утки, чей вес может достигать 2 килограммов, дальневосточные аисты, орланы, беркуты — каждый из них может весить по 6 килограммов. Мелкие птицы летают обычно на высотах до 100 метров, за исключением стрижей и ласточек, которые поднимаются значительно выше. Средние птицы, такие как утки, обычно летают на малых высотах, но в период осенних и весенних миграций и они могут подниматься на 500 метров и выше.

В какие времена года птицы, обитающие вблизи аэропорта, наиболее активны и почему?

Наиболее жаркие периоды работы орнитолога это  весна и осень. Это связано с миграцией птиц. Весной все это ещё обостряется и тем, что прилетающие и оседлые виды находятся в постоянном поиске второй половины и мест гнездования. В начале лета наблюдается относительное затишье. Затем проблемы создают молодые птенцы, впервые вылетающие из гнезд. Они ведь еще не знают, где безопасно, а где нет. Самый пик — осенний период миграции. Зима — самое спокойное время года. Основная масса птиц улетает в теплые края, а оставшиеся не доставляют столько хлопот. Приходится только контролировать перемещение фазанов, ворон, сизых голубей и принимать соответствующие меры для их отселения в безопасные места.

Насколько богат мир птиц в Амурской области? Если сравнивать с другими регионами?

Орнитофауна Амурской области очень богата! Это связанно с тем, что тут проходит стык 3 типов фаун. Это восточносибирская, маньчжурская и монголо-даурская. Вдобавок здесь проходит один из миграционных коридоров. На территории области обитает более 220 видов птиц. Но хочу успокоить - аэропорт Благовещенска, несмотря на все изобилие амурской орнитофауны, расположен очень удачно в плане орнитологического благополучия. Мы в этом убедились в прошлом году, когда проводили большую работу по орнитологическому исследованию окрестностей аэропорта. К примеру, во время осеннего пролета в пойме реки Амур за 2 часа учёта мы насчитывали более 4 тысяч птиц, а в это же самое время в районе нашей аэрогавани пролетало не более 100 пернатых. То есть в 40 раз меньше.

Ваша специальность достаточно редкая. Почему вы решили стать орнитологом и где учат на эту профессию?

Орнитологом нужно родиться. Это шутка, но, наверное, лишь отчасти. В нашем регионе базовое образование можно получить на биологических факультетах Дальневосточного государственного аграрного университета и Благовещенского педагогического университета. Почему я решил стать орнитологом? Я даже не задавался этим вопросом никогда. Просто сколько себя помню, столько занимался и увлекался птицами, в особенности хищными. И как только подошло время поступать в ВУЗ, узнав, что в ДальГАУ открыли специальность биология-охотоведение, решил поступать именно туда. Ни разу не пожалел об этом. Работается мне в удовольствие, а это самое важное в любой работе.


Фото: Юлия Гоман


Интервьюер: Пресс-служба Международного аэропорта Благовещенск