
«В простом «ничегонеделании» нет ничего плохого»
Ольга Юткина
детский психолог, педиатр
10 июня 2025
Такие долгожданные и желанные летние каникулы, наступая, нередко ставят перед мамами и папами еще больше неразрешимых вопросов. И «чем занять ребенка» - далеко не первый среди них. Чтобы помочь читателям, чей отпуск длится вовсе не 3 месяца и порой даже не выпадает на лето, разобраться с самыми важными нюансами детского досуга, Порт Амур пообщался с практикующим психологом, ассистентом кафедры детских болезней Амурской ГМА, врачом-педиатром Ольгой Юткиной.
— Ольга Сергеевна, до какого возраста в принципе надо организовывать летний отдых для детей?
— Отличный вопрос! Здесь нет строгого «возраста икс», после которого организация летнего отдыха со стороны родителей прекращается. Это скорее «плавный переход», зависящий от множества факторов. Среди них, например, зрелость и самостоятельность ребенка: некоторые дети более ответственны и готовы к самостоятельности раньше других. Важен тип отдыха: одно дело – отправить ребенка в организованный лагерь, другое – разрешить самостоятельное путешествие с друзьями. Нужно учитывать финансовые возможности - часто подростки уже могут сами заработать на часть своих летних развлечений, но крупные поездки все еще требуют родительской поддержки, а также семейные традиции и ценности - в некоторых семьях совместный летний отдых – важная традиция, которая сохраняется и со взрослыми детьми. Ну, и, конечно, безопасность. Родители всегда будут беспокоиться о безопасности, но степень контроля будет снижаться с возрастом.
Давайте рассмотрим примерные этапы. 7-8 лет - младший школьный возраст - подразумевает полную организацию со стороны родителей. Выбор места, бронирование, сбор вещей, программа развлечений – всё на взрослых. Далее, 8-12 лет – в этот период родители по-прежнему организуют основное, но уже могут и должны привлекать ребенка к обсуждению: куда поехать, какие экскурсии посетить, какие вещи взять. Можно выбирать лагеря с учетом интересов ребенка.
В 13-15 лет (ранний подростковый возраст) роль родителей смещается в сторону со-организаторов и спонсоров. Подросток может сам находить варианты лагерей, предлагать маршруты, активно участвовать в планировании. Родители помогают с логистикой, финансами и обеспечивают безопасность. Возможны первые самостоятельные поездки под присмотром (например, с классом, спортивной командой или в проверенный лагерь, куда он ездит не первый год).
В 16-17 лет подростки уже могут многое организовывать сами, особенно если речь идет о поездках с друзьями в знакомые места или участии в молодежных программах. Роль родителей — это скорее консультирование, финансовая поддержка (частичная или полная), обсуждение вопросов безопасности и доверие. Организация совместного семейного отдыха все еще может быть актуальна, но планы должны строиться с учетом мнения подростка.
И после наступления совершеннолетия формально молодой человек становится полностью ответственным за себя. Однако, если он студент и финансово зависим, родители могут продолжать помогать в организации и оплате отдыха. Семейные поездки могут сохраняться по желанию всех сторон.
В общем, я бы выделила здесь ключевые моменты: постепенная передача ответственности (не стоит резко бросать ребенка «в свободное плавание». Учите его планировать, бюджетировать, заботиться о своей безопасности. Быть с ребенком в диалоге – обсуждайте планы с ребенком, учитывайте его интересы и желания. Формируйте доверие (но с разумным контролем): чем старше ребенок, тем больше доверия, но вопросы безопасности (особенно для подростков) всегда должны быть на первом плане.
Нет единого возраста. Организация летнего отдыха – это процесс, который трансформируется по мере взросления ребенка. Главное – поддерживать его стремление к самостоятельности, не забывая о безопасности и сохраняя теплые семейные отношения. Иногда и для 20-летнего студента родители с удовольствием организуют совместную поездку, если это приносит радость всей семье!
— Что делать если родители работают, а у них школьник младших или средних классов и нет денег на путевку в летний лагерь или нет путевки?
— Это очень распространенная ситуация, и она действительно сложная для родителей. Я могу предложить несколько идей по организации интересного и полезного досуга для ребенка.
Используйте городские и районные ресурсы (часто бесплатные или недорогие). Например, библиотеки летом проводят бесплатные мероприятия для детей: мастер-классы, квесты, читательские клубы, показы мультфильмов. Узнайте расписание в вашей районной библиотеке. Дома культуры и творчества тоже часто предлагают короткие летние программы, кружки по интересам или разовые мероприятия по символической цене. Можно организовать в парках и скверах пикники, игры на свежем воздухе. Во многих парках летом бывают бесплатные анимационные программы, спортивные занятия (йога, зарядка). Лето время вспомнить про музеи и выставки: есть дни бесплатного посещения или льготные билеты. Некоторые музеи предлагают интерактивные программы для детей. Школьные площадки/пришкольные лагеря (дневного пребывания): школы всегда организуют площадки дневного пребывания на часть лета. Уточните в вашей школе. Посещайте спортивные площадки: футбол, баскетбол, волейбол во дворе или на оборудованной площадке.
Организуйте досуг дома и рядом с домом: «Тематические недели» или «дни»: «Неделя исследователя» (изучение насекомых, растений во дворе, простые научные опыты (из соды и уксуса, выращивание кристалла). «Неделя творчества» (рисование, лепка, создание поделок из подручных материалов, домашний театр). «Неделя кулинарии» (вместе готовить простые блюда (салаты, выпечка). «Неделя спорта» (ежедневные зарядки, игры с мячом, велосипедные прогулки). В дождливые дни играйте с детьми в «Настольные игры» (для младших школьников: Дженга, Уно, Эрудит, Каркассон и др., для детей постарше: Монополия, Катан, Имаджинариум и др.). Можно летом заняться «Проектами»: например, создать семейный фотоальбом, написать книгу сказок, вырастить растение на подоконнике. И потом, лето прекрасное время привлечь ребенка в исполнение «Домашних обязанностей»: включите ребенка в посильные домашние дела, это тоже может быть развивающим занятием и необходимым элементом воспитания.
Кооперируйтесь с другими родителями: организуйте «Дежурства»: если есть знакомые родители в похожей ситуации (друзья ребенка, соседи), можно договориться по очереди присматривать за небольшой группой детей. Сегодня вы берете двоих-троих детей к себе, завтра - другой родитель. Это и социализация для детей, и небольшая разгрузка для каждого родителя. А можно собраться несколькими семьями и поехать на природу, в парк, на речку (если безопасно и есть возможность).
Можно использовать помощь родственников (если есть такая возможность): бабушки, дедушки, тети, дяди могут помочь присмотреть за ребенком хотя бы часть времени, сводить его куда-то.
Да, это требует больше усилий и креативности от родителей, чем просто купить путевку, но такое лето тоже может быть очень насыщенным, интересным и запоминающимся для ребенка. И главное – оно будет наполнено вашим вниманием и любовью, даже если вы на работе.
— Должен ли ребенок отдыхать по «полной» программе или все же нужно сохранять режим дня и обязательные занятия в секциях, продолжать выполнять занятия по школьной программе?
— Это один из классических вопросов, на который нет универсального ответа. Истина, как всегда, где-то посередине и зависит от множества факторов. Давайте разберем аргументы «за» и «против» каждого подхода.
Аргументы за «полноценный отдых» (минимум режима и занятий):
- Восстановление ресурсов: учебный год – это серьезная нагрузка. Детям, как и взрослым, нужно время, чтобы «перезагрузиться», снять накопленный стресс и усталость.
- Свободное время для развития: незапланированное время позволяет ребенку заняться тем, что ему действительно интересно, развивать креативность, фантазию, учиться самостоятельно организовывать свой досуг.
- Эмоциональная разрядка: отсутствие жестких рамок и обязательств снижает тревожность и дает ощущение свободы.
- Укрепление здоровья: больше времени на свежем воздухе, активные игры, полноценный сон (без необходимости рано вставать в школу).
Аргументы за сохранение режима и некоторых занятий:
- Предотвращение «летнего отката»: особенно актуально для школьников. Полное отсутствие интеллектуальной нагрузки за 3 месяца может привести к потере полученных за год знаний и навыков.
- Сохранение полезных привычек: режим дня (сон, питание) важен для здоровья. Резкий отказ от него может привести к трудностям с адаптацией к новому учебному году.
- Поддержание формы (для секций): если ребенок серьезно занимается спортом или творчеством, длительный перерыв может негативно сказаться на его навыках и физической форме.
- Структурированный досуг: некоторым детям (особенно младшего возраста или тем, кто не умеет себя занять) структура помогает избежать скуки и «залипания» в гаджетах.
- Плавный вход в учебный год: сохранение некоторых элементов учебной рутины облегчает возвращение к школьным будням в сентябре.
Как найти «золотую середину»? Идеальный вариант – это баланс, который учитывает возраст ребенка, индивидуальные особенности, цели на лето. Например, младшим школьникам нужно больше свободного времени и игры. Старшим может быть полезно не забрасывать подготовку к экзаменам или углубленное изучение интересующих предметов. Одни дети легко переключаются и быстро входят в рабочий ритм, другим нужна более плавная адаптация. Кто-то нуждается в строгом режиме, а кто-то расцветает в свободе. И если стоит задача подтянуть какой-то предмет, то занятия необходимы, а если цель – максимальное оздоровление, то акцент на свежем воздухе и активностях.
Что я бы порекомендовала, исходя из собственного опыта. Во-первых, дать ребенку отдохнуть по-настоящему: первые 2-3 недели каникул (особенно после напряженного учебного года) максимально освободить от обязательств. Пусть выспится, нагуляется, займется тем, что давно хотел. Во-вторых, выстроить режим дня – гибкий, но он должен быть: старайтесь сохранять примерное время подъема, отхода ко сну и приемов пищи. Это не значит «подъем в 7:00», но и не «сон до обеда каждый день». Касательно секций и кружков точно снизить интенсивность и, если возможно, перейти на облегченный летний график. Обсудить этот вопрос с ребенком: если он категорически не хочет продолжать летом, возможно, стоит сделать перерыв (если это не критично для его профессионального роста в данной секции). Если говорим о занятиях по школьной программе, то важно не превращать лето во второй учебный год. Можно акцентировать внимание на повторение и закрепление пройденного материала: короткие (15-30 минут) игровые занятия, чтение по списку литературы, развивающие игры. Занятия должны быть в удовольствие или хотя бы без негатива. Используйте неформальные методы: образовательные экскурсии, фильмы, настольные игры, развивающие приложения. И обязательно вовлекайте ребенка в планирование: обсудите с ним, как бы он хотел провести лето, какие занятия ему интересны, а какие нет. Это повысит его мотивацию.
Летний отдых при отсутствии «любых» структурированных занятий и режима не лучший выбором, так же, как и полное сохранение школьной нагрузки. Ключ – в разумном балансе, который позволит ребенку и отдохнуть, и не растерять навыки, и получить новые впечатления, и плавно войти в следующий учебный год. Слушайте своего ребенка и ориентируйтесь на его потребности и благополучие.
— Сколько можно гулять на улице и как это процесс контролировать?
— Тоже хороший вопрос! Баланс между свободой на свежем воздухе и безопасностью/контролем – это то, с чем сталкиваются все родители. Сколько можно гулять на улице? Однозначного ответа не существует, так как это зависит от множества факторов. Здесь рекомендации я дам для детей всех возрастов как педиатр.
Первое — это возраст ребенка. Младенцам и малышам до 3 лет необходимы несколько коротких прогулок в день (по 30-60 минут, можно и дольше, если ребенок спит в коляске и погода хорошая). Важно следить за комфортом, перегревом/переохлаждением. Дошкольники 3-6 лет могут гулять дольше, 2-4 часа в день, и это время тоже можно разбить на несколько выходов. Дошкольники нуждаются в активных играх и постоянном присмотре на безопасной территории. Младшие школьники (7-10 лет) способны на более длительные прогулки и более самостоятельные игры, но все еще под присмотром или в хорошо знакомой и безопасной среде. 2-3 часа активного времени на улице – отлично. Подростки (11 лет и старше) могут гулять дольше и более самостоятельно, но важно знать, где они и с кем. Время может быть ограничено другими обязанностями (учеба, секции).
Второе — погода. Если жара, гуляем утром и вечером, избегая пика солнечной активности. Обязательны головной убор, вода, солнцезащитный крем. В холод позволяем себе непродолжительные прогулки, надеваем теплую многослойную одежду, следим, чтобы ребенок не замерз. В дождь или ветер допускаются короткие прогулки в подходящей одежде. Или лучше остаться дома, если погода совсем плохая.
Еще один момент — здоровье и самочувствие ребенка: если ребенок устал, не выспался или плохо себя чувствует, длительные прогулки нежелательны.
Смотрим на безопасность окружающей среды: одно дело – закрытый двор, другое – оживленная улица, и на цель прогулки: спокойная прогулка, активные игры, поход в парк и т.д.
Общие рекомендации: чем больше, тем лучше (в разумных пределах) свежий воздух и физическая активность критически важны для развития ребенка. Слушайте ребенка: если он просится домой или выглядит уставшим, не стоит настаивать на продолжении прогулки. Баланс: прогулки не должны идти в ущерб сну, питанию и другим важным занятиям.
Как контролировать процесс? Контроль должен быть адекватным возрасту и уровню ответственности ребенка, а также степени безопасности окружения. Ставим до выхода на улицу четкие правила и границы: время возвращения («Гуляешь до 18:00» или «Через час чтобы был дома»), территория («Только на нашей детской площадке», «Дальше этого дома не уходи»), с кем можно/нельзя общаться (объяснить правила безопасности при общении с незнакомцами), что делать в экстренной ситуации (куда бежать, кому звонить).
Детей постарше мы можем обеспечить средствами связи: если есть мобильный телефон, то учим пользоваться и договариваемся о регулярных «контрольных звонках» или сообщениях. Перед прогулкой не забываем убедиться, что телефон заряжен. Есть еще детские смарт-часы с GPS: позволяют отслеживать местоположение и связываться. Для младших детей необходим визуальный контроль: родители должны находиться рядом на площадке или наблюдать из окна, если ребенок гуляет в безопасном дворе.
Свободу можно расширять постепенно: начинать с коротких прогулок под присмотром, по мере взросления и демонстрации ответственности давать больше самостоятельности. Если ребенок нарушает договоренности, свободу можно временно ограничить.
Для создания безопасной среды познакомьтесь с соседями, родителями друзей вашего ребенка. Убедитесь, что детская площадка безопасна.
Регулярно обсуждайте с ребенком правила безопасности. Объясняйте, почему вы устанавливаете те или иные ограничения (не потому, что «я так сказал», а потому что «я беспокоюсь о твоей безопасности»). Стройте доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся рассказать вам, если что-то пошло не так. И показывайте собственный пример: если вы сами ведете активный образ жизни и любите гулять, ребенок с большей вероятностью переймет эту привычку.
Главное – найти золотую середину между предоставлением ребенку необходимой свободы для развития и исследования мира и обеспечением его безопасности. Контроль не должен быть тотальным и удушающим, но и полное отсутствие внимания недопустимо.
— От чего ребенок точно должен отдохнуть летом?
— Летом ребенок точно должен отдохнуть от учебы и интеллектуальной нагрузки (никаких обязательных школьных заданий, если это не специфическая летняя подготовка по желанию или необходимости), от жесткого режима и расписания, от постоянной спешки в школу, на секции, чтобы все успеть, от школьного стресса и давления (это о переживаниях из-за оценок и контрольных, социальном давлении в коллективе, необходимости соответствовать ожиданиям учителей и иногда одноклассников), от ограниченного времени на свободную игру и «ничегонеделание» (в учебное время часто не хватает времени просто помечтать, поиграть в то, что хочется, без цели и результата, лето – идеальное время для этого, от чрезмерного использования гаджетов, если это было связано с учебой или замещало живое общение (хотя летом дети часто проводят больше времени с гаджетами, важно, чтобы это не было единственным видом отдыха и чтобы был баланс с активностями на свежем воздухе и живым общением).
Вместо этого лето должно быть наполнено: свежим воздухом и физической активностью. Новыми впечатлениями и открытиями. Свободной игрой и творчеством. Общением с друзьями и семьей в неформальной обстановке. Возможностью делать то, что нравится, и пробовать новое. Простым «ничегонеделанием», когда можно просто расслабиться и помечтать. Главная цель летнего отдыха – восстановить физические и эмоциональные силы ребенка перед новым учебным годом.
— А родители школьников должны отдохнуть летом? От чего?
— Еще один отличный вопрос! Я, как мама двух детей, могу точно сказать от чего летом точно должны отдохнуть родители школьников.
От роли «второго учителя» и контроля за домашними заданиями: постоянная проверка уроков, объяснение непонятого материала, напоминания о дедлайнах – летом этому всему можно сказать «стоп». Это снижает уровень конфликтов дома и дает родителям возможность просто быть родителями, а не надзирателями.
От утренней спешки и ранних подъемов: не нужно будить ребенка (и будить себя раньше него), торопить с завтраком, следить, чтобы он не опоздал в школу. Возможность поспать подольше или начать утро в более спокойном темпе – бесценна.
От логистики «школа-кружки-дом»: роль «личного водителя», «менеджера расписания» и «координатора всех перемещений» ребенка на лето значительно ослабевает. Меньше пробок по дороге в школу/из школы, меньше необходимости подстраивать свой график под занятия ребенка.
От постоянного напряжения и беспокойства за школьные дела ребенка: оценки, контрольные, отношения с одноклассниками и учителями, предстоящие экзамены – весь этот груз школьных тревог можно временно отложить.
От школьных чатов и родительских собраний: поток сообщений в родительских чатах, обсуждение школьных проблем, подготовка к собраниям – летом эта часть родительской жизни затихает.
От необходимости постоянно «держать руку на пульсе» школьной жизни: проверка электронного дневника, общение с учителями, участие в школьных мероприятиях – летом можно выдохнуть и переключиться на другие аспекты жизни.
От роли «мотиватора к учебе»: уговоры сесть за уроки, поиск подходов, чтобы заинтересовать предметом – летом эта (часто изматывающая) задача отпадает.
От ощущения «дня сурка», связанного со школьным расписанием: рутина «подъем-завтрак-школа-обед-уроки-кружки-ужин-сон» сменяется более гибким и спонтанным графиком.
Вместо этого родители могут (и должны) позволить себе больше спонтанности и гибкости в планах, больше качественного времени с ребенком, не связанного с учебой (игры, прогулки, совместные хобби), уделить время собственным интересам и отдыху. Да и просто расслабиться и восстановить собственные силы. Летний отдых важен не только для детей, но и для родителей, чтобы «перезагрузиться» перед новым учебным годом.
— Вы помните, чем было занято ваше детство?
— О, это была совершенно другая вселенная, основанная на самостоятельности, коллективизме и дефиците готовых развлечений, что стимулировало фантазию.
— Первый и обязательный атрибут моего советского лета — это пионерский лагерь. Утренняя зарядка, линейки, речевки, походы, песни у костра, «Зарница», кружки по интересам (от выжигания до авиамоделирования), вечерние дискотеки под магнитофон. Строгая дисциплина, но и масса впечатлений и новых друзей. Часть лета я обязательно проводила у бабушки в деревне - помощь по хозяйству (прополка грядок, сбор ягод и фруктов, полив), купание в речке «до посинения», походы в лес за грибами и ягодами и конечно же парное молоко! Если не в лагере и не у бабушки, тогда это улица и двор – это отдельный мир: игры нон-стоп «Казаки-разбойники», «Вышибалы», «Классики», «Резиночка» (девочки были виртуозами), «Прятки», «Съедобное-несъедобное», «Море волнуется раз» и др. Собирались огромные компании, правила передавались из уст в уста. Строили «Штабы» на деревьях, в кустах, подвалах (если пускали) — это было секретное место, вход только для «своих». Самодельные «сокровища»: секретики под стеклышком, коллекции фантиков, вкладышей, марок. Кстати, летом продолжали работать бесплатные кружки и секции в моем городе — это Дворец Пионеров. Летом я много читала, как раньше говорили «чтение запоем» - книги были дефицитом, но мама моей подруги была директором окружной библиотеки и это было круто - все книги были в нашем доступе!
В моем детстве был минимум родительского контроля (в современном понимании): мы гуляли сами по себе с утра до вечера и сами себя развлекали. Родители были на работе. Ключ на шее – символ самостоятельности. Критерий возвращения домой – «пока не позовут ужинать» или «пока не стемнеет». Главное отличие - огромное количество времени на свежем воздухе и живое общение со сверстниками без посредничества гаджетов. Это развивало социальные навыки, умение договариваться, решать конфликты и, конечно же, фантазию.
Интервьюер: Порт Амур
Вход в личный кабинет
Справляемся с весенней хандрой
«Важно больше обращать внимание на себя, на свои чувства, потребности, желания»
Если не хочется разбирать елку
«Наряжая новогоднюю ель, человек вновь начинает ощущать своего внутреннего Ребенка»
Время отказа от курения
«Встречайте Новый год с ясным сознанием, чистыми легкими и сильным сердцем!»
Зима — сезон борьбы с пигментацией
«Ряд заболеваний может приводить к ее появлению даже с SPF-защитой»
Нашли ошибку? Ctrl+Enter