«В простом «ничегонеделании» нет ничего плохого»

Ольга Юткина
детский психолог, педиатр
10 июня 2025
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Порядка 17 тысяч амурских школьников в июне, июле и августе побывают в оздоровительных лагерях разного формата. Еще чуть больше тысячи юных жителей региона найдут временную работу и попытаются накопить на мечту. Кто-то отправится с родителями в путешествие, кто-то – в гости к бабушкам и дедушкам. Так или иначе, почти 100 тысяч ребят в Приамурье разного возраста еще 2 с половиной месяца будут отдыхать от школьных будней.

Такие долгожданные и желанные летние каникулы, наступая, нередко ставят перед мамами и папами еще больше неразрешимых вопросов. И «чем занять ребенка» - далеко не первый среди них. Чтобы помочь читателям, чей отпуск длится вовсе не 3 месяца и порой даже не выпадает на лето, разобраться с самыми важными нюансами детского досуга, Порт Амур пообщался с практикующим психологом, ассистентом кафедры детских болезней Амурской ГМА, врачом-педиатром Ольгой Юткиной.

— Ольга Сергеевна, до какого возраста в принципе надо организовывать летний отдых для детей?

— Отличный вопрос! Здесь нет строгого «возраста икс», после которого организация летнего отдыха со стороны родителей прекращается. Это скорее «плавный переход», зависящий от множества факторов. Среди них, например, зрелость и самостоятельность ребенка: некоторые дети более ответственны и готовы к самостоятельности раньше других. Важен тип отдыха: одно дело – отправить ребенка в организованный лагерь, другое – разрешить самостоятельное путешествие с друзьями. Нужно учитывать финансовые возможности - часто подростки уже могут сами заработать на часть своих летних развлечений, но крупные поездки все еще требуют родительской поддержки, а также семейные традиции и ценности - в некоторых семьях совместный летний отдых – важная традиция, которая сохраняется и со взрослыми детьми. Ну, и, конечно, безопасность. Родители всегда будут беспокоиться о безопасности, но степень контроля будет снижаться с возрастом.

Давайте рассмотрим примерные этапы. 7-8 лет - младший школьный возраст - подразумевает полную организацию со стороны родителей. Выбор места, бронирование, сбор вещей, программа развлечений – всё на взрослых. Далее, 8-12 лет – в этот период родители по-прежнему организуют основное, но уже могут и должны привлекать ребенка к обсуждению: куда поехать, какие экскурсии посетить, какие вещи взять. Можно выбирать лагеря с учетом интересов ребенка.

В 13-15 лет (ранний подростковый возраст) роль родителей смещается в сторону со-организаторов и спонсоров. Подросток может сам находить варианты лагерей, предлагать маршруты, активно участвовать в планировании. Родители помогают с логистикой, финансами и обеспечивают безопасность. Возможны первые самостоятельные поездки под присмотром (например, с классом, спортивной командой или в проверенный лагерь, куда он ездит не первый год).

В 16-17 лет подростки уже могут многое организовывать сами, особенно если речь идет о поездках с друзьями в знакомые места или участии в молодежных программах. Роль родителей — это скорее консультирование, финансовая поддержка (частичная или полная), обсуждение вопросов безопасности и доверие. Организация совместного семейного отдыха все еще может быть актуальна, но планы должны строиться с учетом мнения подростка.

И после наступления совершеннолетия формально молодой человек становится полностью ответственным за себя. Однако, если он студент и финансово зависим, родители могут продолжать помогать в организации и оплате отдыха. Семейные поездки могут сохраняться по желанию всех сторон.

В общем, я бы выделила здесь ключевые моменты: постепенная передача ответственности (не стоит резко бросать ребенка «в свободное плавание». Учите его планировать, бюджетировать, заботиться о своей безопасности. Быть с ребенком в диалоге – обсуждайте планы с ребенком, учитывайте его интересы и желания. Формируйте доверие (но с разумным контролем): чем старше ребенок, тем больше доверия, но вопросы безопасности (особенно для подростков) всегда должны быть на первом плане.

Нет единого возраста. Организация летнего отдыха – это процесс, который трансформируется по мере взросления ребенка. Главное – поддерживать его стремление к самостоятельности, не забывая о безопасности и сохраняя теплые семейные отношения. Иногда и для 20-летнего студента родители с удовольствием организуют совместную поездку, если это приносит радость всей семье!

— Что делать если родители работают, а у них школьник младших или средних классов и нет денег на путевку в летний лагерь или нет путевки?

— Это очень распространенная ситуация, и она действительно сложная для родителей. Я могу предложить несколько идей по организации интересного и полезного досуга для ребенка.

Используйте городские и районные ресурсы (часто бесплатные или недорогие). Например, библиотеки летом проводят бесплатные мероприятия для детей: мастер-классы, квесты, читательские клубы, показы мультфильмов. Узнайте расписание в вашей районной библиотеке. Дома культуры и творчества тоже часто предлагают короткие летние программы, кружки по интересам или разовые мероприятия по символической цене. Можно организовать в парках и скверах пикники, игры на свежем воздухе. Во многих парках летом бывают бесплатные анимационные программы, спортивные занятия (йога, зарядка). Лето время вспомнить про музеи и выставки: есть дни бесплатного посещения или льготные билеты. Некоторые музеи предлагают интерактивные программы для детей. Школьные площадки/пришкольные лагеря (дневного пребывания): школы всегда организуют площадки дневного пребывания на часть лета. Уточните в вашей школе. Посещайте спортивные площадки: футбол, баскетбол, волейбол во дворе или на оборудованной площадке.

Организуйте досуг дома и рядом с домом: «Тематические недели» или «дни»: «Неделя исследователя» (изучение насекомых, растений во дворе, простые научные опыты (из соды и уксуса, выращивание кристалла). «Неделя творчества» (рисование, лепка, создание поделок из подручных материалов, домашний театр). «Неделя кулинарии» (вместе готовить простые блюда (салаты, выпечка). «Неделя спорта» (ежедневные зарядки, игры с мячом, велосипедные прогулки). В дождливые дни играйте с детьми в «Настольные игры» (для младших школьников: Дженга, Уно, Эрудит, Каркассон и др., для детей постарше: Монополия, Катан, Имаджинариум и др.). Можно летом заняться «Проектами»: например, создать семейный фотоальбом, написать книгу сказок, вырастить растение на подоконнике. И потом, лето прекрасное время привлечь ребенка в исполнение «Домашних обязанностей»: включите ребенка в посильные домашние дела, это тоже может быть развивающим занятием и необходимым элементом воспитания.

Кооперируйтесь с другими родителями: организуйте «Дежурства»: если есть знакомые родители в похожей ситуации (друзья ребенка, соседи), можно договориться по очереди присматривать за небольшой группой детей. Сегодня вы берете двоих-троих детей к себе, завтра - другой родитель. Это и социализация для детей, и небольшая разгрузка для каждого родителя. А можно собраться несколькими семьями и поехать на природу, в парк, на речку (если безопасно и есть возможность).

Можно использовать помощь родственников (если есть такая возможность): бабушки, дедушки, тети, дяди могут помочь присмотреть за ребенком хотя бы часть времени, сводить его куда-то.

Да, это требует больше усилий и креативности от родителей, чем просто купить путевку, но такое лето тоже может быть очень насыщенным, интересным и запоминающимся для ребенка. И главное – оно будет наполнено вашим вниманием и любовью, даже если вы на работе.

— Должен ли ребенок отдыхать по «полной» программе или все же нужно сохранять режим дня и обязательные занятия в секциях, продолжать выполнять занятия по школьной программе?

— Это один из классических вопросов, на который нет универсального ответа. Истина, как всегда, где-то посередине и зависит от множества факторов. Давайте разберем аргументы «за» и «против» каждого подхода.

Аргументы за «полноценный отдых» (минимум режима и занятий):
- Восстановление ресурсов: учебный год – это серьезная нагрузка. Детям, как и взрослым, нужно время, чтобы «перезагрузиться», снять накопленный стресс и усталость.
- Свободное время для развития: незапланированное время позволяет ребенку заняться тем, что ему действительно интересно, развивать креативность, фантазию, учиться самостоятельно организовывать свой досуг.
- Эмоциональная разрядка: отсутствие жестких рамок и обязательств снижает тревожность и дает ощущение свободы.
- Укрепление здоровья: больше времени на свежем воздухе, активные игры, полноценный сон (без необходимости рано вставать в школу).

Аргументы за сохранение режима и некоторых занятий:
- Предотвращение «летнего отката»: особенно актуально для школьников. Полное отсутствие интеллектуальной нагрузки за 3 месяца может привести к потере полученных за год знаний и навыков.
- Сохранение полезных привычек: режим дня (сон, питание) важен для здоровья. Резкий отказ от него может привести к трудностям с адаптацией к новому учебному году.
- Поддержание формы (для секций): если ребенок серьезно занимается спортом или творчеством, длительный перерыв может негативно сказаться на его навыках и физической форме.
- Структурированный досуг: некоторым детям (особенно младшего возраста или тем, кто не умеет себя занять) структура помогает избежать скуки и «залипания» в гаджетах.
- Плавный вход в учебный год: сохранение некоторых элементов учебной рутины облегчает возвращение к школьным будням в сентябре.

Как найти «золотую середину»? Идеальный вариант – это баланс, который учитывает возраст ребенка, индивидуальные особенности, цели на лето. Например, младшим школьникам нужно больше свободного времени и игры. Старшим может быть полезно не забрасывать подготовку к экзаменам или углубленное изучение интересующих предметов. Одни дети легко переключаются и быстро входят в рабочий ритм, другим нужна более плавная адаптация. Кто-то нуждается в строгом режиме, а кто-то расцветает в свободе. И если стоит задача подтянуть какой-то предмет, то занятия необходимы, а если цель – максимальное оздоровление, то акцент на свежем воздухе и активностях.

Что я бы порекомендовала, исходя из собственного опыта. Во-первых, дать ребенку отдохнуть по-настоящему: первые 2-3 недели каникул (особенно после напряженного учебного года) максимально освободить от обязательств. Пусть выспится, нагуляется, займется тем, что давно хотел. Во-вторых, выстроить режим дня – гибкий, но он должен быть: старайтесь сохранять примерное время подъема, отхода ко сну и приемов пищи. Это не значит «подъем в 7:00», но и не «сон до обеда каждый день». Касательно секций и кружков точно снизить интенсивность и, если возможно, перейти на облегченный летний график. Обсудить этот вопрос с ребенком: если он категорически не хочет продолжать летом, возможно, стоит сделать перерыв (если это не критично для его профессионального роста в данной секции). Если говорим о занятиях по школьной программе, то важно не превращать лето во второй учебный год. Можно акцентировать внимание на повторение и закрепление пройденного материала: короткие (15-30 минут) игровые занятия, чтение по списку литературы, развивающие игры. Занятия должны быть в удовольствие или хотя бы без негатива. Используйте неформальные методы: образовательные экскурсии, фильмы, настольные игры, развивающие приложения. И обязательно вовлекайте ребенка в планирование: обсудите с ним, как бы он хотел провести лето, какие занятия ему интересны, а какие нет. Это повысит его мотивацию.

Летний отдых при отсутствии «любых» структурированных занятий и режима не лучший выбором, так же, как и полное сохранение школьной нагрузки. Ключ – в разумном балансе, который позволит ребенку и отдохнуть, и не растерять навыки, и получить новые впечатления, и плавно войти в следующий учебный год. Слушайте своего ребенка и ориентируйтесь на его потребности и благополучие.

— Сколько можно гулять на улице и как это процесс контролировать?

— Тоже хороший вопрос! Баланс между свободой на свежем воздухе и безопасностью/контролем – это то, с чем сталкиваются все родители. Сколько можно гулять на улице? Однозначного ответа не существует, так как это зависит от множества факторов. Здесь рекомендации я дам для детей всех возрастов как педиатр.

Первое — это возраст ребенка. Младенцам и малышам до 3 лет необходимы несколько коротких прогулок в день (по 30-60 минут, можно и дольше, если ребенок спит в коляске и погода хорошая). Важно следить за комфортом, перегревом/переохлаждением. Дошкольники 3-6 лет могут гулять дольше, 2-4 часа в день, и это время тоже можно разбить на несколько выходов. Дошкольники нуждаются в активных играх и постоянном присмотре на безопасной территории. Младшие школьники (7-10 лет) способны на более длительные прогулки и более самостоятельные игры, но все еще под присмотром или в хорошо знакомой и безопасной среде. 2-3 часа активного времени на улице – отлично. Подростки (11 лет и старше) могут гулять дольше и более самостоятельно, но важно знать, где они и с кем. Время может быть ограничено другими обязанностями (учеба, секции).

Второе — погода. Если жара, гуляем утром и вечером, избегая пика солнечной активности. Обязательны головной убор, вода, солнцезащитный крем. В холод позволяем себе непродолжительные прогулки, надеваем теплую многослойную одежду, следим, чтобы ребенок не замерз. В дождь или ветер допускаются короткие прогулки в подходящей одежде. Или лучше остаться дома, если погода совсем плохая.

Еще один момент — здоровье и самочувствие ребенка: если ребенок устал, не выспался или плохо себя чувствует, длительные прогулки нежелательны.

Смотрим на безопасность окружающей среды: одно дело – закрытый двор, другое – оживленная улица, и на цель прогулки: спокойная прогулка, активные игры, поход в парк и т.д.

Общие рекомендации: чем больше, тем лучше (в разумных пределах) свежий воздух и физическая активность критически важны для развития ребенка. Слушайте ребенка: если он просится домой или выглядит уставшим, не стоит настаивать на продолжении прогулки. Баланс: прогулки не должны идти в ущерб сну, питанию и другим важным занятиям.

Как контролировать процесс? Контроль должен быть адекватным возрасту и уровню ответственности ребенка, а также степени безопасности окружения. Ставим до выхода на улицу четкие правила и границы: время возвращения («Гуляешь до 18:00» или «Через час чтобы был дома»), территория («Только на нашей детской площадке», «Дальше этого дома не уходи»), с кем можно/нельзя общаться (объяснить правила безопасности при общении с незнакомцами), что делать в экстренной ситуации (куда бежать, кому звонить).

Детей постарше мы можем обеспечить средствами связи: если есть мобильный телефон, то учим пользоваться и договариваемся о регулярных «контрольных звонках» или сообщениях. Перед прогулкой не забываем убедиться, что телефон заряжен. Есть еще детские смарт-часы с GPS: позволяют отслеживать местоположение и связываться. Для младших детей необходим визуальный контроль: родители должны находиться рядом на площадке или наблюдать из окна, если ребенок гуляет в безопасном дворе.

Свободу можно расширять постепенно: начинать с коротких прогулок под присмотром, по мере взросления и демонстрации ответственности давать больше самостоятельности. Если ребенок нарушает договоренности, свободу можно временно ограничить.

Для создания безопасной среды познакомьтесь с соседями, родителями друзей вашего ребенка. Убедитесь, что детская площадка безопасна.

Регулярно обсуждайте с ребенком правила безопасности. Объясняйте, почему вы устанавливаете те или иные ограничения (не потому, что «я так сказал», а потому что «я беспокоюсь о твоей безопасности»). Стройте доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся рассказать вам, если что-то пошло не так. И показывайте собственный пример: если вы сами ведете активный образ жизни и любите гулять, ребенок с большей вероятностью переймет эту привычку.

Главное – найти золотую середину между предоставлением ребенку необходимой свободы для развития и исследования мира и обеспечением его безопасности. Контроль не должен быть тотальным и удушающим, но и полное отсутствие внимания недопустимо.

— От чего ребенок точно должен отдохнуть летом?

— Летом ребенок точно должен отдохнуть от учебы и интеллектуальной нагрузки (никаких обязательных школьных заданий, если это не специфическая летняя подготовка по желанию или необходимости), от жесткого режима и расписания, от постоянной спешки в школу, на секции, чтобы все успеть, от школьного стресса и давления (это о переживаниях из-за оценок и контрольных, социальном давлении в коллективе, необходимости соответствовать ожиданиям учителей и иногда одноклассников), от ограниченного времени на свободную игру и «ничегонеделание» (в учебное время часто не хватает времени просто помечтать, поиграть в то, что хочется, без цели и результата, лето – идеальное время для этого, от чрезмерного использования гаджетов, если это было связано с учебой или замещало живое общение (хотя летом дети часто проводят больше времени с гаджетами, важно, чтобы это не было единственным видом отдыха и чтобы был баланс с активностями на свежем воздухе и живым общением).

Вместо этого лето должно быть наполнено: свежим воздухом и физической активностью. Новыми впечатлениями и открытиями. Свободной игрой и творчеством. Общением с друзьями и семьей в неформальной обстановке. Возможностью делать то, что нравится, и пробовать новое. Простым «ничегонеделанием», когда можно просто расслабиться и помечтать. Главная цель летнего отдыха – восстановить физические и эмоциональные силы ребенка перед новым учебным годом.

— А родители школьников должны отдохнуть летом? От чего?

— Еще один отличный вопрос! Я, как мама двух детей, могу точно сказать от чего летом точно должны отдохнуть родители школьников.

От роли «второго учителя» и контроля за домашними заданиями: постоянная проверка уроков, объяснение непонятого материала, напоминания о дедлайнах – летом этому всему можно сказать «стоп». Это снижает уровень конфликтов дома и дает родителям возможность просто быть родителями, а не надзирателями.

От утренней спешки и ранних подъемов: не нужно будить ребенка (и будить себя раньше него), торопить с завтраком, следить, чтобы он не опоздал в школу. Возможность поспать подольше или начать утро в более спокойном темпе – бесценна.

От логистики «школа-кружки-дом»: роль «личного водителя», «менеджера расписания» и «координатора всех перемещений» ребенка на лето значительно ослабевает. Меньше пробок по дороге в школу/из школы, меньше необходимости подстраивать свой график под занятия ребенка.

От постоянного напряжения и беспокойства за школьные дела ребенка: оценки, контрольные, отношения с одноклассниками и учителями, предстоящие экзамены – весь этот груз школьных тревог можно временно отложить.

От школьных чатов и родительских собраний: поток сообщений в родительских чатах, обсуждение школьных проблем, подготовка к собраниям – летом эта часть родительской жизни затихает.

От необходимости постоянно «держать руку на пульсе» школьной жизни: проверка электронного дневника, общение с учителями, участие в школьных мероприятиях – летом можно выдохнуть и переключиться на другие аспекты жизни.

От роли «мотиватора к учебе»: уговоры сесть за уроки, поиск подходов, чтобы заинтересовать предметом – летом эта (часто изматывающая) задача отпадает.

От ощущения «дня сурка», связанного со школьным расписанием: рутина «подъем-завтрак-школа-обед-уроки-кружки-ужин-сон» сменяется более гибким и спонтанным графиком.

Вместо этого родители могут (и должны) позволить себе больше спонтанности и гибкости в планах, больше качественного времени с ребенком, не связанного с учебой (игры, прогулки, совместные хобби), уделить время собственным интересам и отдыху. Да и просто расслабиться и восстановить собственные силы. Летний отдых важен не только для детей, но и для родителей, чтобы «перезагрузиться» перед новым учебным годом.

— Вы помните, чем было занято ваше детство?

— О, это была совершенно другая вселенная, основанная на самостоятельности, коллективизме и дефиците готовых развлечений, что стимулировало фантазию.

— Первый и обязательный атрибут моего советского лета — это пионерский лагерь. Утренняя зарядка, линейки, речевки, походы, песни у костра, «Зарница», кружки по интересам (от выжигания до авиамоделирования), вечерние дискотеки под магнитофон. Строгая дисциплина, но и масса впечатлений и новых друзей. Часть лета я обязательно проводила у бабушки в деревне - помощь по хозяйству (прополка грядок, сбор ягод и фруктов, полив), купание в речке «до посинения», походы в лес за грибами и ягодами и конечно же парное молоко! Если не в лагере и не у бабушки, тогда это улица и двор – это отдельный мир: игры нон-стоп «Казаки-разбойники», «Вышибалы», «Классики», «Резиночка» (девочки были виртуозами), «Прятки», «Съедобное-несъедобное», «Море волнуется раз» и др. Собирались огромные компании, правила передавались из уст в уста. Строили «Штабы» на деревьях, в кустах, подвалах (если пускали) — это было секретное место, вход только для «своих». Самодельные «сокровища»: секретики под стеклышком, коллекции фантиков, вкладышей, марок. Кстати, летом продолжали работать бесплатные кружки и секции в моем городе — это Дворец Пионеров. Летом я много читала, как раньше говорили «чтение запоем» - книги были дефицитом, но мама моей подруги была директором окружной библиотеки и это было круто - все книги были в нашем доступе!

В моем детстве был минимум родительского контроля (в современном понимании): мы гуляли сами по себе с утра до вечера и сами себя развлекали. Родители были на работе. Ключ на шее – символ самостоятельности. Критерий возвращения домой – «пока не позовут ужинать» или «пока не стемнеет». Главное отличие - огромное количество времени на свежем воздухе и живое общение со сверстниками без посредничества гаджетов. Это развивало социальные навыки, умение договариваться, решать конфликты и, конечно же, фантазию.




Интервьюер: Порт Амур