Маркетинговые исследования в условиях нестабильной экономической ситуации

12 мая 2022, 12:39

Маркетинговые исследования и турбулентность

Российский бизнес имеет богатый опыт работы в турбулентной внешней среде. Накопленные компетенции позволяют быстрее реагировать на изменяющиеся условия и принимать более точные управленческие решения. В любом случае задача быстро и максимально полно собрать информацию о рынке и систематизировать ее лежит в основе такой деятельности. Конечно, в определенных моментах приходится уповать на интуицию, но все-таки не стоит злоупотреблять решениями «вслепую», ведь вероятность ошибок существенно вырастает. А в условиях нестабильности экономики эти ошибки могут стать фатальными для бизнеса.

Для сбора и агрегации информации о рынке и внешних факторах ведения коммерческой деятельности в целом используется инструмент маркетинговых исследований. Когда компанию «лихорадит» и ситуация неблагоприятна, кажется, что нет времени на аналитику, нужно быстро делать. И здесь есть рациональное зерно, ведь часто быстрее лучше, чем правильнее. Однако, на самом деле, время на то, чтобы оглядеться вокруг остается, но существенно сокращается. Это означает, что маркетинговое исследование нужно готовить в более сжатые сроки, возможно, по менее подробному перечню информационных данных, акцентируя внимание только на критически важных аспектах.

Какие-то блоки информации о внешней среде можно собирать усилиями собственной команды компании, ставя соответствующие задачи перед сотрудниками, активно взаимодействующими с внешней средой по роду своей деятельности, например, закупщиками или продажниками. Что-то целесообразно отдавать на аутсорсинг тем организациям, которые специализируются на проведении маркетинговых исследований, и готовых быстро отработать поставленные задачи в условиях турбулентности вовне.

Также в условиях значительной нестабильности на рынках важно правильно распределить ограниченные временные ресурсы, а также финансовые, между отдельными видами аналитических работ. Целесообразно отказаться от масштабных и долговременных полевых исследований, так как они могут просто «не успевать» за меняющейся ситуацией. Но точечные и адресные сборы информации от участников рынка крайне важны. Такие задачи лучше поручать своим специалистам. Наоборот, кабинетные исследования, которые работникам непрофильных организаций выполнять труднее, лучше отдавать на откуп внешним исполнителям. Основная задача таких работ в условиях турбулентности внешней среды – поиск новых ниш и возможностей для компании и ее продукции. Здесь кабинетные маркетинговые исследования наиболее эффективны.