Как правильно написать свой первый сценарий компьютерной игры

09 февраля 2024, 19:32

Сегодня мы хотим взять и развеять миф, что написать сценарий для игры - безумно сложно и трудно. На самом деле, чтобы сделать это успешно, необходимо знать несколько тонкостей, поделить сюжет на отдельные акты, научиться чувствовать персонажей и определиться со структурой сценария. Говорят, что работа над сценарием построена, в первую очередь, вокруг множества сложных формул и шаблонов, но так ли это? Можно ли при базовых знаниях написать хороший, качественный сюжет? Именно на этот вопрос нам бы и хотелось ответить.

Было принято решение пообщаться с восемью действующими сценаристами, профессионалами своего дела. Мы решили узнать, как был написан первый сценарий их игры, попросили поделиться опытом и секретами его создания. Только личный опыт, проверенные приемы работы и ценные знания. Советуем к прочтению.

Виталий Алексашин - куратор Scream School, нарративный дизайнер, продюсер медиаконтента

«Скорее всего, то, что я сегодня расскажу, будет у некоторых в голове совершенно не сочетаться с работой игрового сценариста. По моему мнению, первый сценарий нужно начинать писать в тот момент, когда хотя бы примерно начинаешь понимать, как играть в свою игру. Молодые специалисты почему-то любят добавлять в свою работу побольше крутых поворотов, но успех не кроется в них. Игры начинаются всегда с игрового процесса. Когда вы приходите обучаться IT профессии, то скорее всего ваши преподаватели говорят вам следующую фразу: «Работай только с простой, понятной, рабочей механикой». Вам поставили задачу - вы имейте определенный паттерн ее выполнения - получаете результат. Если мы обратим внимание на популярные сегодня проекты, то увидим, что все они состоят из набора простых игровых механик, их суть поймет маленький ребенок без особого труда. Нужно прыгать, бегать, стрелять и выполнять другие простые действия. Вроде как все очевидно. Но сценаристы начинают виснуть именно на этапе механики. Почему так происходит? Потому что нарратив всегда зависит от механики, вы должны ответить на вопрос: почему я делаю в игре то, что делаю, зачем это?

Хочу привести несколько примеров из популярных игр. Например, в Echo принятые решения главной героини будут напрямую влиять на все прохождение игры. Боты повторяют движение персонажа, получается, что игрок становится себе же соперником. И вот от этого отталкивается сценарий, если игрок ведет борьбу с самим собой, то сценарий должен быть построен в другом векторе. В игровой студии Skill Rush игры создаются как по сценарию заказчика, так и по сценариям, которые помогают разрабатывать и доводить до логического завершения специалисты компании. Изначально продуманный и выверенный до мелочей сценарий игры - это 90% успеха в будущем ее продвижении!

Следующий пример проект Messiah. Основной герой - пупс, с виду максимально безобидный. Механика игры заключается в том, что этот пупс - Боб, вселяется в главного героя и может вообще переместиться в любое другое тело. Если он находится не в теле человека, то сразу погибает, достаточно его просто ударить. Именно эта история дает возможность взглянуть на сценарий с другой точки зрения. Текст пишется о ребенке, который в один момент, при должной удаче, может стать всемогущим. Сюжет развивается в зависимости от того, кем является персонаж, что он умеет делать, какими навыками обладает и как его навыки могут помочь пройти игру или наоборот помешать этому.

Примеров мне кажется достаточно, теперь коротко и по факту. Для написания первого сценария видеоигры, нужно подумать над тем, как в нее играть и почему именно эта игра будет интересной. Потом нужно придумать механику сюжета, и по нему уже написать историю. Когда уже продумана механика, то и строить сценарий намного легче, ведь он уже вплетен в сам игровой процесс, а не болтается самостоятельно. Вот тут сценарист может превратиться в нарративного дизайнера, но это уже другая тема для разговора».

Алексей Крылышкин - разработчик Eclipse

«Вы четко должны понимать, что сценарий и сюжет является основными инструментами для привлечения, удержания внимания пользователя. В расчет не берем соревновательные игры, но даже и в них настоящие профессионалы будут стараться создать некий сюжет. Мне хочется поделиться с вами своими правилами, которые помогут работать эффективней и создавать по-настоящему крутые истории.

Когда вы создаете сценарий для игры, не забывайте, что кому-то потом придется его реализовывать. Помните про уровень профессионализма разработчиков, иначе можно создать им массу проблем. Если мы говорим об инди-играх, то тут все предельно просто - сценарий будет писать тот же человек, который его потом будет реализовывать. Работая в команде учитывайте возможности каждого человека — это правда очень важно. Обдумайте, как игра будет взаимодействовать с игроком, каким образом доносить до него свою историю. Сможете ли вы сделать озвучку каждого действия вашего персонажа, на каком уровне вы сможете это сделать. Может лучшим решением будет выбрать голос за кадром или вообще не озвучивать? Все детали нужно обязательно учитывать, вы не сами работаете, а в команде - поэтому взаимодействуйте и советуйтесь постоянно.

Второй пункт - все описанное в сценарии нужно поделить на три части: геймплейный контекст, сценарий и сюжет. Лучшим решение будет при описании одной и той же сцены вносить все три части параллельно. Сейчас попробую рассказать о том, чем они отличаются друг от друга. Контекст геймплея — это описание того, что происходит в данный момент с игроком. Можно не переводить, чаще всего используется для дизайна уровня. Сценарий — это элементы, которые нужно озвучить. Диалоги, субтитры, описание предметов в игре, вот здесь уже нужен перевод. Контекст сюжета нужен для пояснения определенных моментов, которые происходят с игроком в сюжете. Здесь тоже можно не переводить.

Поэтому, при передаче сценария команде - дизайнеру, переводчику, 3Д или 2Д художнику, нужно отметить, на что им стоит обратить особое внимание. Это очень облегчает работу.

Ко мне часто обращаются ребята с вопросом - вдохновение откуда черпать? Ответ прост - смотрите хорошие фильмы, клипы и побольше ходите на разные мероприятия. Если у вас есть общительный друг или подруга, который не прочь поговорить на темы фантастики, то побольше с ним общайтесь. Зачастую правильные решения приходят во время диалога. Лучший сценарий получится, если вы правильно выберете тему, которую вам интересно изучать, поделите ее на части и легко подадите игроку.»

Александр Пылин - сценарист Grayshaft

«RPG или любая хорошая игра, должны обязательно обладать эффектом погружения. Можно для этого использовать цепляющий сюжет, можно создавать необычный мир, а можно просто попадать в точку локациями или персонажами. Если в первые несколько часов не произошло погружения, то значит, сделано что-то не так. Возьмем, как пример Horizon: Zero Dawn, моя сестра по ней просто сходит с ума, но меня она не погружает, хотя сделана вполне хорошо. Игровая индустрия не может воздействовать на всех одинаково — это нужно всегда помнить.

Во время создания основной фигуры сценария нужно попытаться прочувствовать героя. Рискните и напишите жизнь героя, которого вы даже представить не можете - 100% получится какая-то ерунда, сумбур, и ничего хорошего. Отлично стреляли проекты прошлых лет, когда технологии не были так развиты и сценаристам приходилось максимально включать фантазию. Размывать черты лица, и думать, как персонаж, соотнося себя с ним.

В сценарии есть пресловутая свобода выбора, которая не всегда может сыграть в плюс. Если созданный мир не реагирует на действия героя, то даже самый крутой сценарий не сможет вытянуть игру. От недостоверности нужно уходить. Игрока необходимо ставить перед выбором и на его основе выстраивать реакцию мира. Честную реакцию!

Как можно сделать интересный выбор внутри сюжета игры?

Только при помощи погружения игрока, для выстраивания связи между миром и героями. Необходимо создать привязанность, причем не важно, с героем или с окружающей его атмосферой. Если вам нужно принять решение, то выбор должен заключаться не только между чем-то хорошим и чем-то плохим или наградой, а между ценностями, которые разделяет сам игрок. Перед геймером могут стоять такие выборы, как потерять лагерь или спасти своего друга, получить какой-то серьезный элемент или потерять поддержку своей команды. Выбор должен быть значимым и ценным.

В игре Grayshaft моя команда постаралась сделать так, чтобы рассказанные в квестах истории, привязывались к различным слоям мира, чтобы они раскрывали вселенную или открывали знакомого персонажа с другой стороны. Причем я прописываю скрытые условия, которые помогут помочь достигнуть лучшего результата. Приведу пример, чтобы стало понятно: в деревне был конфликт, между разбойниками и жителями, и вроде как все просто - бандиты нападают постоянно на обычных людей. Но когда игрок углубляется в сюжет, то удивляется, что местные бандиты вообще никого не трогают, а совершенно наоборот. Основная вина на старосте, который находится с ними в доле, он требует больше средств за молчание. Бандитам приходиться грабить людей, и даже убивать.

Отсюда вытекает выбор - за кого играть: за бандитов или за деревню. Но если мы хотим развернуть по-настоящему крутой сюжет, то можно послушать мнение граждан о старосте, начать поиск компромата на него и в итоге убрать его с должности, помирить бандитов и обычных жителей. Игрока за ручку никто не водит, нужно внимательно относиться к тому, о чем говорят местные. У игрока появляются в голове вопросы, и он пытается найти на них ответы во время игры.

Вводите героя постепенно в контекст, не нужно сразу его погружать в самый эпицентр разборок, так вы его только запутаете и не к чему хорошему это не приведет.

Можно придумать и описать множество историй, но в любом случае не забывайте, о том, что мотивация персонажа - должна стоять впереди всего. Вам нужно предугадать, как захочет поступить игрок с героем - помочь ему или наоборот отказаться. Помните, про причинно-следственные связи, выстраиваете их правильно, чтобы пользователь не сидел потом и не думал, почему тот или иной герой поступил таким образом.

Три профессиональных сценариста с крупными проектами поделились своим опытом работы и что не менее важно, теми правилами, которыми они руководствуются во время создания сценария. Перенимайте опыт, запоминайте и создавайте самые крутые сюжеты. Мы дальше с радостью продолжим общаться со специалистами и передавать вам их знания.