Куда жаловаться на спам-звонки и другую незаконную рекламу

Куда жаловаться на спам-звонки и другую незаконную рекламу

На вопросы отвечает руководитель Амурского УФАС России Александр Дегодьев
13 августа 2023

Нередко жители Приамурья сталкиваются с надоедливыми спам-звонками, бесконечными листовками, засоряющими почтовые ящики и прочим. О том, как идет борьба с подобной рекламой и куда жаловаться, в новой онлайн-конференции на Порт Амуре расскажет руководитель Амурского УФАС России Александр Сергеевич Дегодьев.

Как отметили в ведомстве, в 2022 году наибольшее количество нарушений рекламного законодательства пришлось на долю рекламы финансовых услуг. На втором месте лидируют нарушения при распространении рекламы по сетям телефонной связи. В частности, когда поступают спам-звонки без согласия абонента.

В 2023 году управление уже «отметилось» громкими делами по неэтичной рекламе тестов на отцовство одной из медицинских лабораторий, пресечением ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, а также незаконной рекламы банкротства граждан.

В рамках онлайн-конференции предлагаем вам задать Александру Сергеевичу интересующие вопросы, касающиеся соблюдения рекламного законодательства на территории Амурской области.

Онлайн-конференция продлится с 14 по 28 августа включительно. Свои вопросы можете оставлять здесь, либо присылать на наш электронный адрес: news@portamur.ru.

Алла спрашивает:
Здравствуйте, мне в последние полгода часто названивают неизвестные мне банки, чьими услугами я никогда не пользовалась и навязчиво предлагают свои кредитные продукты. Сначала пыталась объяснять, что мне это не интересно и просила удалить мой номер из базы, а теперь просто устала и сразу кладу трубку. Можно ли как-то остановить поток этих звонков? Что с ними вообще делать?
Ответ
Здравствуйте, Алла! К сожалению, навязчивые спам-звонки – не редкость в наше время. Базы абонентских номеров зачастую попадают в руки недобросовестных рекламораспространителей. Если Вы точно уверены, что не давали своего согласия на получение конкретной рекламы (например, точно знаете, что не обращались в конкретный банк с просьбой рассмотреть Вашу заявку), можно и нужно написать обращение в антимонопольную службу. Для эффективного рассмотрения вопроса от Вас потребуется сведения о распространении рекламы: когда, с какого номера, на какой номер поступала информация. Также необходимо сделать аудиозапись таких звонков. Желательно «дать выговориться» Вашему собеседнику, поскольку для квалификации в его действиях нарушения Закона о рекламе, он должен, собственно, эту рекламу успеть Вам сообщить. Также антимонопольный орган вправе запросить в качестве подтверждения изложенных в обращении сведений информацию от Вашего оператора связи. Для этого Вам необходимо заполнить согласие на раскрытие сведений, составляющих тайну связи. Скачать бланк такого согласия можно на нашем сайте по ссылке: https://amur.fas.gov.ru/analytic/25956. Направить свое обращение (с приложением подтверждающих сведений и заполненного согласия) можно на адрес электронной почты Амурского УФАС России: to28@fas.gov.ru.
Саша спрашивает:
Добрый день, живу в Верхнеблаговещенском на улице Ленина (центральной), постоянно на мой забор неизвестные клеят рекламу, объявления. В момент наклеивания никого за руку не ловил, но потом звонил по номерам в листовках, на другом конце провода люди клянутся, что они тут не при чем. Реально ли повлиять на них? Я уже близок к тому, чтоб поставить камеру наружного видеонаблюдения
Ответ
Добрый день, Александр! Ваш вопрос, на самом деле, очень актуален. Законом о рекламе к размещению наружной рекламы предъявляются требования, изложенные в статье 19. Однако они относятся к рекламе, распространяемой с помощью технических средств стабильного территориального размещения (рекламные конструкции), таких как щиты, стенды, перетяжки, и т.д. Таким образом, листовки и наклейки к ним не относятся. Однако Законом Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ предусмотрена административная ответственность за самовольное размещение любым способом объявлений, вывесок, указателей, иной информации на фасадах зданий, строений, сооружений, ограждениях (заборах) зданий, и т.д. Подобные нарушения рассматривают административные комиссии муниципальных образований. По факту самовольной расклейки объявлений Вы вправе обратиться в Административную комиссию Благовещенского муниципального округа. Кроме того, по своему содержанию рекламная листовка может не соответствовать требованиям Закона о рекламе. К примеру, информация может быть недостоверной или в принципе запрещенной к рекламированию. В таком случае Вы можете обратиться в Амурское УФАС России, приложив к обращению копию рекламной листовки (или ее фото). Специалисты управления ответят Вам письменно о результатах рассмотрения обращения. В случае установления нарушения также предусмотрена административная ответственность для рекламодателя и рекламораспространителя.
Сергей спрашивает:
Александр Сергеевич, здравствуйте, скажите, законно ли раскладывание листовок по почтовым ящикам? Разместил на сайте объявлений информацию, что ищу продработку, местный суши-бар предложил распространять таким образом их рекламу. Не оштрафуют ли меня потом на сумму большую, чем заработаю?
Ответ
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за Ваш вопрос. Вам стоит учесть, что в зависимости от квалификации нарушения Закона о рекламе предусмотрена ответственность как рекламодателя (в Вашем случае, это суши-бар), так и рекламораспространителя, то есть лица, осуществившего рассылку рекламы. Законом о рекламе в настоящее время не предусмотрен запрет на распространение рекламы путем ее размещения по почтовым ящикам жильцов многоквартирных домов. Однако закон содержит много иных требований к рекламе, как общих (к примеру, нельзя указывать в рекламе недостоверные сведения о товаре или услуге), так и специальные требования. В частности, статьей 8 Закона о рекламе установлены требования к рекламе товаров, продающихся дистанционно (скорее всего, суши-бар планирует реализовывать свою продукцию посредством заказов в сети «Интернет» или по телефону). Указанной статьей предусмотрено, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Ответственность за нарушение статьи 8 Закона о рекламе несет и рекламодатель, и рекламораспространитель. В целом, если реклама не нарушает действующее законодательство, распространение ее по почтовым ящикам не запрещено (но иногда всерьез досаждает жильцам – в Амурское УФАС России поступали такие обращения). Однако в случае выявления иных нарушений Вы должны самостоятельно оценить свои риски. Для начала советуем ознакомиться с содержанием рекламы, которую Вам предлагают распространять. Желаем удачи!
Яна спрашивает:
Добрый день! Подскажите, как боретесь с засильем рекламы пивных магазинов? Продуктовые магазины закрываются, зато открываются пивнушки.
Ответ
Здравствуйте, Яна! Специальные требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Закона о рекламе. Антимонопольное управление в 2023 возбудило уже три дела по рекламе алкогольной продукции – и все по собственной инициативе УФАС, т.е. сотрудники самостоятельно обнаружили факты незаконного размещения рекламы алкоголя. В основном, нарушение выявляются при размещении наружной рекламы алкогольной продукции. В силу закона она запрещена. Вместе с тем стоит разграничить понятия «реклама» и «вывеска магазина». На вывески действие Закона о рекламе не распространяется. Мы не можем обязать алкогольный магазин убрать вывеску с его названием, поскольку произойдет в таком случае нарушение Закона о защите прав потребителей. Также мы не можем в силу компетенции нашего ведомства повлиять на открытие либо закрытие магазинов алкогольной продукции. Вмешательство в хозяйственную деятельность предпринимателей со стороны органов власти недопустимо. Скорее всего, открытие либо закрытие тех или иных торговых объектов обусловлено рыночными механизмами, такими как спрос и предложение, рентабельность ведения деятельности. В Амурской области принятие решений по вопросам лицензирования розничной продажи алкоголя осуществляет Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.
Андрей спрашивает:
Здравствуйте! Хотим разместить рекламу детской стоматологии. Подскажите, на что обратить в первую очередь внимание, чтобы случайно не нарушить закон.
Ответ
Добрый день, Андрей! Главные требования к рекламе медицинских услуг изложены в статье 24 Закона о рекламе. Исходя из имеющейся практики Амурского УФАС России скажу, что наиболее часто рекламодатели «забывают» указывать в рекламе медицинских услуг предупреждение о возможных противопоказаниях. Советуем Вам ознакомиться с Законом о рекламе в целом, чтобы избежать тех или иных нарушений. К примеру, статьей 6 закона установлены требования к рекламе в целях защиты несовершеннолетних. Так, не допускается формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром (например, электрической зубной щеткой и т.д.), формирование у детей комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью (к примеру, обладание неидеальной улыбкой) и др. То есть следует основательно продумать визуальную и текстовую часть Вашей рекламы. Желаем удачи!
Анна спрашивает:
Александр Сергеевич, в последнее время по телевидению больше рекламы, чем передач. Как-то можно воздействовать на эту ситуацию?
Ответ
Добрый день, Анна! Требованиям к рекламе на телевидении отводится отдельная статья Закона о рекламе – статья 14. Так, по общему правилу продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток. В законе есть исключения, предусмотренные для региональных вещателей, о дополнительных 5-15% времени для транслирования рекламы в виде «бегущей строки». Однако стоит отметить, что в силу закона такие требования не распространяются на информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу (к примеру, анонсы программ или показа фильма на телеканале), а также логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме. Порой зрители относят такую информацию к рекламной, но в силу закона она в общем объеме рекламы не учитывается. В любом случае Вы вправе написать обращение в ФАС России – на действия федеральных телеканалов, в Амурское УФАС России – на действия региональных телеканалов. В обращении необходимо обязательно указать наименование телеканала, дату показа рекламы. Амурское УФАС России, к слову, тесно сотрудничает в данном направлении с региональным Управлением Роскомнадзора по Амурской области. Коллеги присылают нам сведения о возможных нарушениях со стороны региональных телеканалов, с приложением суточных записей эфиров.  Так, в 2021-2022 годах управлением было рассмотрено 4 дела в отношении амурских телевизионных компаний. Лица, нарушившие закон, были привечены к административной ответственности.