Защита прав и интересов потребителей

Защита прав и интересов потребителей

На вопросы отвечает начальник управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска Ольга Здункевич
27 апреля 2015
С начала года в отдел по защите прав потребителей управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска обратились 318 горожан. Специалисты отдела помогли составить претензии 196 гражданам, еще 18 благовещенцам рассказали, как оформить исковые заявления.

С 1 января по 31 марта специалисты отдела по защите прав потребителей самостоятельно и совместно с контрольно-надзорными органами провели 433 проверки. Они касались соблюдения предпринимателями и организациями действующего законодательства: о защите прав потребителей; о применении контрольно-кассовой техники; об обороте и об ограничении потребления алкогольной продукции; о торговле в Амурской области; Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска.

В итоге по установленным фактам нарушений сумма выписанных штрафов за 3 месяца составила 88,6 тысяч рублей.

О том, как защитить свои потребительские права при покупке товаров и получении платных услуг, расскажет начальник управления по развитию потребительского рынка и услуг городской администрации Ольга Здункевич. Вопросы можно задавать здесь или присылать на электронный адрес news@portamur.ru. Конференция продлится до 15 мая.

Ваш вопрос появится на сайте после проверки модератором. К публикации не допускаются вопросы, содержащие оскорбления, нецензурную лексику, троллинг и скрытую рекламу.
Наталья спрашивает:
Вправе ли сотрудники кредитных организаций (банков) звонить ранее кредитовавшимся у них клиентам и навязывать свои кредитные продукты?
Ответ
    Кредитно-финансовые учреждения на сегодняшний день действительно создают для своих клиентов различные финансовые сервисы.
    Особенно выгодные предложения для оформления кредита, как правило, касаются добросовестных заёмщиков, с хорошей кредитной историей. Они могут взять любой вид кредита, не выходя из собственного дома, для получения кредита достаточно зайти в Интернет или позвонить по телефону.
    Данные, на которые впоследствии присылают различные сообщения и беспокоят телефонными звонками, получают на основании подписанных клиентами согласиях о предоставлении персональных данных в бюро кредитных историй, которые Вам предлагают заполнить при заключении договоров.
    В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, никто не вправе навязать какие-либо услуги без Вашего согласия.
    За вами также остается право обратиться непосредственно в банк с письменным заявлением о прекращении действий по направлению СМС уведомлений и телефонных звонков.
    Право выбора всегда за Вами!
Александр спрашивает:
Здравствуйте, В Областной стоматологической поликлинике (платные услуги) реставрировали зуб. Оплачено за лечение, за коронку и за все услуги, но при подгонке коронки, врач занес инфекцию и начался абсцесс, зуб срочно пришлось удалять. Должны ли вернуть деньги за некачественно оказанную услугу? Живу в другом районе, можно ли решить эти вопросы не приезжая в Благовещенск. Заранее Вам спасибо.
Ответ
    В соответствии  с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»» и закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - закон), а именно ст. 29 «Право потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: 

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); 

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); 

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; 

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. 

    Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
    Потребитель вправе потребовать, также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. 
    На основании ст.22 закона требования потребителя о возврате денежных средств подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
    Для возврата денежных средств потребителю необходимо письменно написать претензию в двух экземплярах к хозяйствующему субъекту, с описанием недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и требованиями в соответствии с вышеуказанной статьей закона. Претензию необходимо направить по почте заказным письмом с уведомлением.
,,,,,,,,,, спрашивает:
   Здравствуйте!

   В одном из отделов ТЦ "ОСТРОВА", а точнее магазин женской одежды, куда я зашла прикупить себе очередную тряпку, состоялся странный разговор с девушкой продавцом.
   Мне понравилась тряпица, но я не была уверена что эта "моя вещь", думаю дома примерю, покручусь.
   Спросила у продавца, могу ли я принести эту вещь завтра, если она мне не подойдет (с биркой разумеется и чеком), на что она ответила отказом!!
   Поведала мне ,что сейчас есть закон в котором говорится ,что вещь возврату не подлежит, только можно обменять на любую другую понравившуюся вещь, но возврат категорически запрещен!!!
   Вот и у меня вопрос,была ли права девушка, которая дала такой ответ?
   И прав ли тот продавец, который в таких случаях, если и соглашается вернуть деньги, то заставляет ждать 2 недели и забирает чек? Что это за такие 2 недели?    И в какой срок должны вернуть денежные средства?
Ответ
    В соответствии  со ст. 25 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества»  закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
    Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
    Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
    В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. 
    По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
Наталья Ш. спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста имею ли я право отказаться от телефона,находящегося на гарантии и вернуть деньги. Телефон отдавали два раза в сервисный центр из-за неисправностей в программном обеспечении и каждый раз они устраняют недостатки, но через некоторое время эти неисправности появляются заново. Сервисный центр отказывается отдавать деньги на основании "Закона о защите прав потребителей" п.5 ст.18, ссылаясь, что они провели проверку, протестировали, произвели смену программного обеспечения, после чего телефон "признан полностью исправным и годным к эксплуатации, то есть товаром надлежащего качества и не нуждающимся в ремонте". Спасибо!
Ответ
   В соответствии  со ст. 18 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) и Постановления Правительства РФ от 10.10.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» (далее перечень) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
   потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
   В отношении технически сложного товара согласно перечню, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
   обнаружение существенного недостатка товара;
   нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
   невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
   В рамках Вашего вопроса, так как в результате проведённой проверки качества сервисным центром недостатки в телефоне  не обнаружены, Вы имеете право провести независимую экспертизу по одному из адресов: ул. Зейская, 63; ул. Горького, 240/3; ул. Кузнечная, 1 и в др. экспертных организаций, расположенных на территории города Благовещенска.
   В случае выявления недостатков в телефоне Вам обязаны вернуть денежные средства, уплаченные  за проведенную экспертизу  и удовлетворить требование по претензии. 
   В случае отказа в удовлетворении претензии в досудебном порядке, Вы  имеете право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Марина спрашивает:
Здравствуйте, подскажите нарушают ли права потребителя факты оказания развлекательных услуг без предоставления договоров или на худой конец билетов? Могу ли я инициировать проверку вместе с вашими специалистами по подобным фактам?

Точнее: всем известно что наши детские сады еженедельно берут с каждого родителя по 150 рублей на различные театры, цирки, планетарии, также регулярно проводятся платные фотосессии детей. Данные услуги нигде не проходят официально. Родитель дал деньги воспитателю в руки, он передал или нет их по назначению уже не проверишь. В устном обращении заведующая уверяет что все договоры с приходящими организациями у них имеются. Но на какие суммы невозможно проверить. Обязаны ли данные фирмы предоставлять билет с числом и стоимостью спектакля на каждого ребенка по закону?
Ответ
   При приеме наличных денежных средств за оказание культурно-развлекательных услуг исполнители обязаны выдавать билетную продукцию. 
   Входной билет является документом, подтверждающим заключение возмездного договора оказания услуг. 
   В билете в обязательном порядке указываются наименование предприятия-организатора, посадочное место, дата и время начала сеанса, цена. Кроме этого, в соответствии с положениями действующего законодательства о защите прав потребителей (ст. ст. 8 - 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»; ст. 495 ГК РФ) при оказании культурно-развлекательных услуг исполнители обязаны  своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, включающую обязательно: цену в рублях; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя, правила оказания услуг и указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Как правило, информация указана в билете.
   Выдача билета осуществляется каждому зрителю-потребителю, в данном случае – ребенку.
   Не выдача билетной продукции является основанием для привлечения исполнителя к ответственности по нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Проведение проверок по указанным фактам входит в компетенцию налоговых органов.
   По вопросу соблюдения требований в сфере дошкольного образования необходимо обратиться в управление образования администрации города Благовещенска.
Нина спрашивает:
Здравствуйте. Согласно закону я обязана приобретать страховку ОСАГО. При обращении в страховое агентство для оформления страховки страховой агент принудительно оформляет мне дополнительно страхование жизни. В случае если я отказываюсь оплачивать дополнительную страховку, то агент отказывает мне в оформлении полиса ОСАГО (чистой воды вымогательство). При этом отказывая мне в приобретении полиса ОСАГО, агентство ограничивает мои права как собственника автомобиля пользоваться своим имуществом. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, никто не вправе навязать какие-либо услуги без моего согласия. Подскажите, пожалуйста, как поступить в данной ситуации, как избавиться от навязываемых услуг законным порядком. Спасибо.