«Выдержали, построили!»

Сергей Георгиевич Мухопад
Строитель БАМа
03 июля 2019
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В 1980 году он получил медаль за строительства БАМа, в 1989 году — Орден Почета, а в 1996 году его грудь украсила медаль Ордена за заслуги перед Отечеством II степени. Сергей Георгиевич Мухопад приехал в Амурскую область из Украины 44 года назад, чтобы строить объекты будущей Байкало-Амурской магистрали. Здесь он нашел верных друзей, создал большую и крепкую семью. Говорит, что так не строил никто и нигде. О том, как это было, в преддверии 45-летия БАМа, он рассказал корреспонденту «Порт Амура».

— Сергей Георгиевич, вы родом из Украины. Как вы попали на БАМ?

— По распределению. В 1975 году я закончил строительный техникум. И нас спросили, не хотим ли мы отправиться на Дальний Восток. Я согласился. Оказалось, что наш выпуск был единственным, попавшим по распределению на БАМ. Тогда мне было 19 лет, а уже через несколько месяцев я отмечал здесь свое 20-летие. 10 апреля я в первый раз вышел на работу. Мне тогда выдали резиновые сапоги. В них и трудился. Но мы не роптали: и парни, и девчата работали в одинаковых условиях.

— Как начался ваш трудовой путь, когда вы приехали в Тынду?

— Первый год я работал плотником, так как мест среди строителей не было. Потом в 1976 году я стал мастером, через четыре года — прорабом, затем начальником участка, а в 1994 году меня назначили главным инженером. Сначала мы строили временные здания, а в 1978 году меня направили на строительство локомотивного депо. И с первых свай мы возводили его 12 лет. Это целый комплекс зданий, аналогов которого по масштабу не было на всем Дальнем Востоке. Параллельно с эти проходило строительство и других капитальных зданий в Тынде. Все они были производственными, что намного сложнее по работе, чем жилые. Опыт был для нас колоссальный, как и ответственность: перед нами ставили сроки, которые мы нарушить не могли. Выдержали, построили.



— Вы верили в то, что все получится?

— Конечно. В 1976 году к нам приехали москвичи. Они занимались возведением девятиэтажек. И вот представьте: за сутки — этаж. И так во всем. Дел был непочатый край. Это сейчас нужно самому бегать искать работу, а раньше было наоборот.

— Сохранились ли у вас дружеские отношения с ребятами, которые, как и вы, 44 года назад приехали сюда?

— Да. Например, с моим товарищем, с которым мы вместе учились в школе и училище, а позже приехали сюда, мы общаемся. Хотя он уже 20 лет живет в Америке. С другим товарищем мы недавно ездили на машине в Конотоп (Украина), где встречались с еще одним нашим другом.

— А супругу тоже здесь повстречали?

— Да, она, как и я, приехала сюда, когда закончила учебу из Иркутска. Начинала штукатуром. Недавно мы с Людмилой Владимировной отметили 40-летие со дня свадьбы. Вырастили троих детей, сейчас у нас шестеро внуков.



— Сергей Георгиевич, я знаю, что вы работали не только на объектах БАМа. Где вам еще пригодился ваш опыт?

— Когда стройка закончилась, я ушел в крупную компанию связи, где занимал должность заместителя начальника по строительству и эксплуатации зданий — работал по всему северу области на протяжении 18 лет. А в 2017 году ко мне обратились мостовики: меняли пролетные сооружения железнодорожного моста, и попросили покурировать процесс. И эта стройка закончилась в 2019 году, а 15 апреля я написал заявление и ушел на пенсию.

— Сейчас для вас какой праздник важнее: День строителя или День рождения БАМа?

— Раньше вообще никто не праздновал начало возведение Байкало-Амурской магистрали. Мы отмечали День строителя, к нам приезжали знаменитые на весь Союз артисты. У нас с другом была своя традиция: ежегодно весной мы отмечали годовщину нашего приезда сюда. Но товарищ уехал, так что теперь мы отмечаем это событие в кругу семьи. Тем более, что супруга тоже приехала в Амурскую область в конце марта. День основания БАМа стали отмечать позже. Сейчас, конечно, немного обидно, что на БАМовские годовщины в основном поздравляют железнодорожников — тех, кто эксплуатирует эту магистраль. А про строителей немного позабыли.

Фото: gudok.ru, rzd-expo.ru, 2x2.su
Интервьюер: Порт Амур