Опытные авиаторы выдвигают свои версии гибели под Тамбовкой экипажа Як-52

Опытные авиаторы выдвигают свои версии гибели под Тамбовкой экипажа Як-52

Версии: погодные условия, ошибка пилота, неисправность самолета
17 июня 2010, 11:13
1733
Выполнив странный вираж, на низкой скорости спортивный самолет Як-52 неожиданно вошел в штопор и рухнул на землю на принадлежащем Амурскому РОСТО ДОСААФ аэродроме села Тамбовка. Трагедия вызвала полное недоумение. Оба пилота были опытными летчиками и инструкторами, показавшими многим другим дорогу в небо.
Что это был за странный вираж и могла ли причиной трагедии стать изношенность самолета (такие слухи витают в воздухе), попыталась выяснить корреспондент АП.

По-мужски сдержанная улыбка, добрый взгляд — таким Сергея Коткова запомнили все, кто пришел во вторник в Дом офицеров Российской армии проводить в последний путь заместителя начальника Благовещенского аэроклуба. Тело второго летчика-аса — инструктора из Москвы Александра Короленко, командировка которого закончилась так трагично, отправили самолетом в столицу.

Плоский штопор

Сергей Котков долгое время возглавлял аэроклуб, пользовался огромным авторитетом и подготовил не один десяток пилотов-любителей. Прилетевший из Москвы Александр Короленко — пилот-инструктор ВВС, мастер спорта по пилотажу. По словам сослуживцев, он чувствовал самолет как часть себя, как свое продолжение. В тот день он находился за штурвалом, а роль командира корабля выполнял Сергей Котков. Не важно, какой чин занимает проверяемый (будь он хоть генерал), пояснили люди знающие, ответственным за полет и командиром корабля является проверяемый.

— Инструктора педантичнее и требовательнее Сергея я не встречал, — с горечью говорит бывший сослуживец Роман Редозубов. — Конечно, я не знаю всех деталей, но мое мнение: им просто не хватило высоты. Потому что Як-52 — это самолет, который на малых скоростях ведет себя именно так: уходит в плоский штопор.

— Очевидно, не были учтены погодные условия, — высказывают предположения другие авиаторы. — Стояла жара, плотности воздуха практически никакой. И к тому же, когда сильно жарко, моторика нарушается, теряется чувство контроля.

Все это как-то не вяжется с тем, что говорят о Сергее Коткове его друзья.

— Реакция у него была молниеносная. Помню, мы вместе сдавали самолет в Спасске-Дальнем, — припомнил случай из жизни авиатехник Николай Гаврилов. — Едем назад, и вдруг на машине переднее колесо взорвалось. Так он моментально среагировал. Сергей был не только отличным пилотом, но и отличным водителем.

Без шансов на спасение

В тот день пилоты отрабатывали сложное спортивно-тренировочное упражнение — отказ двигателя на малой высоте, то есть на высоте круга, а это 300 метров над землей.

— Выполняя это упражнение, двигатель совсем не выключают. Летчики в таком случае говорят: «Прибрать обороты», — разъяснил нам тонкости авиатренинга ведущий инженер технического отдела авиакомпании «Амурские авиалинии» Анатолий Чернышов. — Пилоты просто ставят двигатель на малый газ. Но тяги нет, поэтому эволюция полета может быть непредсказуемая.

В данном случае, по словам опытного авиаинженера, так и получилось. Самолет «свалился» в скольжение и ударился крылом о землю. Крыло отлетело. Сначала показалось, что это просто жесткое падение. Но Як-52, как мячик, вдруг отскочил от земли и упал в шести метрах от места первого удара, зарываясь в грунт уже двигателем, кабиной. Через некоторое время, когда топливо попало на горячие части, вспыхнул пожар. Даже если предположить невероятное, что летчики были еще живы при первом ударе, огонь не оставил им никаких шансов на спасение.

Самолет был новый

Опытные пилоты возмущены обывательскими слухами о том, что, мол, технический парк в аэроклубе — сплошь «дрова». И самолет, на котором выполняли спортивно-тренировочный полет летчики-асы, нельзя было эксплуатировать из-за его изношенности.

— Только дилетанты могут так говорить. Ни один самолет не поднимается в воздух без проверки, — утверждает опытный пилот Наиль Галиев. — Те самолеты, которые много лет стоят на консервации, не могут быть допущены к полетам.

Такое же мнение высказал и Анатолий Чернышов. Он знаком с Сергеем Котковым еще с начала девяностых. Они долгие годы работали в тандеме. Сергей Александрович был организатором и 4 года возглавлял Амурский региональный центр ФЛА (федерации любителей авиации), потом его преобразовали в ивановский АТСК РОСТО. А с 2002 по 2009-й руководил Благовещенским авиационно-спортивным клубом в селе Тамбовка. И все эти годы Анатолий Чернышов был его бессменным заместителем по инженерно-авиационной службе. Он реально знает техническое состояние каждого борта на тамбовском аэродроме.

— Это был изначально самолет первой категории. Один из двух Як-52, которые в свое время поступили к нам в область из Румынии. Они были совершенно новые, не проходили ни одного капитального ремонта, — утверждает авиаинженер. — Хорошее состояние самолета позволяло выполнять на нем полеты. Я считаю, что в данном случае сыграл роль личностный фактор.

Спортивный Як-52 находился в воздухе всего 11 минут — еще меньше времени хватило, чтобы огонь уничтожил борт почти дотла. По факту крушения самолета и гибели пилотов возбуждено уголовное дело. Рассматриваются две причины — ошибка в пилотировании и техническая неисправность самолета. Мы выслушали разные версии, но они на уровне предположений. Все точки над «i» расставит амурский следственный отдел Восточно-Сибирского транспортного управления. В область также прибыла комиссия по линии центрального совета ДОСААФ, в составе которой специалисты из Москвы и Хабаровска.

Подробнее читайте на сайте «Амурской правды».
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа