Пока изъятая древесина гниет на частных складах, бюджеты теряют миллионы рублей

Пока изъятая древесина гниет на частных складах, бюджеты теряют миллионы рублей

Виновниками происшедшего эксперты считают следователей ОВД
17 марта 2011, 11:24
985 2
Более 44 миллионов рублей превысил ущерб от незаконных вырубок леса в Амурской области в прошлом году. На «черных» лесорубов возбуждены десятки уголовных дел, изъяты тысячи кубометров древесины. По закону ее можно продать и хотя бы частично возместить ущерб, причиненный государству. Однако на деле сосна и лиственница месяцами гниют на частных дворах и складах. Почему древесина не доходит до аукционов, а бюджеты теряют миллионы рублей, разбирался корреспондент «Амурской правды».

Рубили, рубят и будут рубить

Число «черных» лесорубов в Амурской области не уменьшается: в прошлом году было выявлено 225 случаев — нарушители «наломали дров» на 6,2 тысячи кубометров. В 2009 году незаконных вырубок было обнаружено всего на одну больше — 226, но их объем составлял 10 тысяч кубов. За последние два года правоохранительные органы направили в суд больше сотни уголовных дел, к ответственности привлечено сотни людей. А древесина, изъятая по уголовным делам в качестве вещдока, так и осталась гнить на частных складах. Большая часть, скорее всего, уже потеряла деловые качества и товарную ценность. Тогда как по закону ее можно было продать и частично компенсировать ущерб лесному фонду.

Кто виноват в том, что федеральный бюджет теряет огромные суммы? По мнению экспертов — правоохранительные органы. Ведь ключевым звеном в этой цепочке является следователь ОВД.

Процедура такова. Когда следователь возбуждает уголовное дело по факту незаконных вырубок, он должен осмотреть древесину, описать ее в протоколе, приобщить как вещественное доказательство и принять решения о передаче для реализации в установленном порядке. Для этого следователь должен выйти с ходатайством в суд и заявить, что в деле в качестве вещдока находится определенное количество кубометров незаконно заготовленного леса. Именно на основании этого ходатайства судья может принять решение о последующей официальной реализации и направить дело на исполнение в службу судебных приставов. По постановлениям судебных приставов-исполнителей реализацией незаконно заготовленной древесины занимается территориальное управление Росимущества. То есть цепочка: следователь — суд — приставы — Росимущество.

Подобный механизм действует, и очень успешно во многих регионах, в том числе в Приморье, Вологодской, Кировской и Костромской областях. Но только не в Приамурье.

За период 2009—2010 годов после судебных разбирательств через Росимущество не прошло ни одного кубометра изъятой в качестве вещдока древесины. Ее по-прежнему вывозят на частные склады, где она портится, теряет свои товарные свойства и цену. Учитывая, что стоимость одного кубометра древесины в среднем не менее 1,5 тысячи рублей, можно посчитать тот объем штрафов, который недополучил бюджет страны от незаконной вырубки леса.

Как говорят в управлении лесного хозяйства, правоохранительные органы оставляют изъятую древесину на хранение частным предпринимателям. Они заключают договор, в соответствие с которым платят частнику за вывоз из леса и последующее хранение незаконно срубленных сосен и лиственниц. Где и в каких условиях находится лес, как охраняется и «не уходит ли налево» — не известно.

— Приведу пример: в конце 2009-го — начале 2010 года в Шимановском районе было изъято около 500 кубометров древесины, — рассказывает начальник отдела государственного лесного контроля и пожарного надзора Сергей Бобров. — Они были вывезены на хранение частному лицу. И до сих пор данная древесина лежит и гниет. Хотя человека, у которого она была изъята, давно осудили.

Впрочем, действительно ли все изъятые кубометры спустя год лежат в целости и сохранности, утверждать никто не может. Не исключено, что на бумагах значится одно, а на складе — совсем другое.

Лес — профессионалам

Правительство области регулярно проводит совещания по этому вопросу, к участию привлекаются правоохранительные органы. Однако инициативы со стороны УВД нет, дело до сих пор не сдвинулось с мертвой точки.

— В июле прошлого года после совещания при зампреде правительства области Николае Савельеве УВД было рекомендовано заключать договоры по хранению древесины, проходящей как вещдоки, со специализированными учреждениями — лесничествами и лесхозами, — говорит начальник управления лесного хозяйства области Алексей Венглинский. — Однако соответствующая нормативно-правовая база до сих пор не подготовлена. Не отработан и механизм возмещения затрат лесничествам по вывозке незаконно заготовленной древесины с мест порубок.

Еще в прошлом году следственному управлению внутренних дел области было рекомендовано принять организационные и практические меры с целью активизации работы органов предварительного следствия по возмещению ущерба, в том числе своевременному направлению на реализацию в Росимущество изъятой древесины.

Кроме того, было поручено разработать для использования в практической деятельности инструкции действий следователя по изъятию, передаче на хранение и дальнейшей реализации древесины.

Однако, как сообщил руководитель территориального управления Росимущества Дмитрий Павлюченков, пока результатом всех принятых мер стали материалы на возможность продажи двух кубометров изъятой в Архаринском районе древесины. Общий объем вырученных средств от которой, по предварительным подсчетам, составит 800 рублей.

Вчера в УВД по Амурской области были не готовы комментировать ситуацию.
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа