Лень учиться

26 ноября 2020, 16:38

В современном мире довольно много различной информации, новые события, направления деятельности, возникает необходимость изучения иностранных языков и прочее. Однако многие сталкиваются с той проблемой, что учить что-то новое ставится просто лень. Неохота обучаться чему-то, несмотря на доступность таких знаний, зачастую вызвана ленью, вечным поиском самооправданий, поиском разных отмазок.

Так как все-таки побороть собственную лень? Можно ли найти реально действующий способ для этого и все-таки начать учить что-то новое для себя? Каким способом заставить себя научиться чему-то, несмотря на разные свои же отговорки? И можно ли реально что-то выучить, если нет желания это что-то учить? На эти вопросы ответит Артем Гиневский, известный блогер, основатель и ведущий онлайн-марафона по достижению целей «Достигатор».

Добрый день, Артем. Мы очень ждали нашей очередной встречи и обсуждения очередной весьма интересной темы. Как ваши успехи?

Артем Гиневский: Здравствуйте. Все вполне хорошо. Я всегда с радостью отношусь к вашим приглашениям, поскольку предлагаемые вами темы всегда довольно интересны, а главное – полезны для многих. После обсуждения ваших тем я также получаю много отзывов, большинство из которых связаны с благодарностью. Ваши читатели и мои подписчики получают возможность взглянуть на, казалось бы, сложные вещи с новой стороны, переосмыслить их и найти выход из ситуации. Для меня это важно, поскольку своим марафоном я по-прежнему стремлюсь изменить мир к лучшему, а мнение людей в этом сильно помогает.

Артем, мы рады слышать, что у вас все хорошо. Сегодня нам предстоит обсудить важную тему – как побороть лень при обучении новому. Есть ли реально действующий способ сделать это? Как можно себя заставить или мотивировать к обучению? Как быстро и эффективно обучаться или освободить время для глубокого изучения? Или справиться с ленью невозможно, и придется придумывать какие-то способы легкого, но поверхностного изучения?

Артем Гиневский: Да, тема действительно заслуживает внимания, поскольку даже мне регулярно приходится обучаться новому. И, честно признаюсь, делать это сложно и просто лень, но всегда можно найти метод заставить себя.

Прежде всего о вопросе о свободном времени для обучения. Получал похожий вопрос от подписчика. В нем он спрашивает о том, как научиться вставать раньше, например, в 6 утра. При этом человек ложиться в 10 вечера и засыпает до 11. Ответ на этот вопрос достаточно прост – ложитесь спать раньше. Лично я встаю обычно в 04:30-05:00. При этом ложусь я вечером соответственно раньше – где-то к 9 вечера я обычно уже в постели. Вот и подписчику следует попробовать лечь на полчаса-час раньше, и посмотреть на результат. Постепенно сдвигайте время отбоя и со временем получится найти оптимальный вариант времени, когда необходимо лечь, чтобы встать в нужный момент бодрым и отдохнувшим. Каждый должен сам для себя найти подходящий вариант, у каждого свои биоритмы, но организм довольно быстро привыкает к изменениям, если соблюдать режим некоторое время.

Таким образом, встав раньше, вы получаете больше возможностей реализовать задуманные на день дела. Это, кроме прочего, дает и дополнительное время для обучения, поскольку в утренние часы мозг лучше воспринимает информацию и запоминает ее.

Артем, а вот если со сном все в порядке, но учиться совсем лень?

Артем Гиневский: Многие сталкиваются с такой проблемой. Один из моих подписчиков собирается сдавать экзамены и хочет подготовиться к ним, но уже через 2-3 дня подготовки забрасывает это дело. Так повторялось уже несколько раз и все с тем же итогом. Вот он и интересуется тем, как побороть лень.

Скажу честно, у меня не получается бороться с ленью. Скорее у меня получается обмануть лень, но не побороть ее. Что касается именно сдачи экзаменов, то у меня не получалось самостоятельно готовиться к ним, несмотря на наличие соответствующих учебников и кучу свободного времени. В конечном итоге подготовиться мне удалось только после того, как записался к учителю на индивидуальные занятия, которые, естественно, проводились на платной основе.

Артем, а вот вы любите учиться?

Артем Гиневский: Если говорить честно, то я ненавижу учиться. Даже не то, что не люблю, а реально ненавижу. Особенно когда речь заходит о самообучении. Мне приходится с большой силой себя заставлять, чтобы хоть что-то учить, например, тот же самый английский язык. Особенно, если приходиться заниматься самому, без учителя. Скажем так, меня прям выворачивает изнутри.

Что же вы любите, Артем?

Артем Гиневский: Я с куда большим удовольствием пойду прогуляться, поездить на велосипеде. Можно отправиться в горы, покупаться, побегать, заняться активным видом спорта или еще чем-то, но только не учиться, особенно самостоятельно.

Я даже с куда большим удовольствием проведу какую-то встречу, придумаю бизнес-схему или еще что-то в этом стиле, но только избавьте меня от учебы. Ну, не люблю я эти часы за учебой, как я их называю – мукочасы, когда сидишь и вроде ничего не делаешь.

Почему так?

Артем Гиневский: У меня есть определенные проблемы с концентрацией. Не могу я сконцентрироваться с учебой. Знаю только одно исключение в своей жизни, когда я занимался обучением с хорошей концентрацией – математика. Когда по долгу сидишь и решаешь сложнейшее уравнение. Ну, это у меня так, а у вас может быть по-другому, ведь каждый имеет свои предпочтения.

Артем, как вы предлагаете все-таки бороть или обманывать лень?

Артем Гиневский: Я делаю довольно просто – создаю ситуацию, когда что-то не сделать мне становится сложнее, нежели сделать. Давайте дам грубый пример. Если приставить к голове пистолет и сказать: «Или ты сейчас готовишься к экзамену, или я тебя пристрелю», то вполне естественно вы будете готовиться к экзамену. В такой ситуации куда легче сделать, нежели не делать.

Какие еще есть варианты?

Артем Гиневский: Я часто практикую заключение пари или договоров. Я щепетильно отношусь к оплате долгов, к пунктуальности и соблюдению договоренностей. Как договорился, так и должно быть. Если я договорился с человеком, что если я не сделаю, то заплачу какую-то сумму, то в случае нарушения договора я ее заплачу.

Но я ставлю такую сумму в пари, которая для меня будет очень значимой. Извините за слово, но я надрываюсь, чтобы все сделать и не платить эту сумму.

Что вы можете посоветовать подписчику по поводу подготовки к экзамену?

Артем Гиневский: Просто договориться с преподавателем о первом занятии, и после него договариваться о следующем. Не забрасывать это дело, а наличие договоренности с учителем станет своеобразным дополнительным стимулом. Главное – не забросить, и тогда точно сдашь.

Если нет денег на преподавателя, то создавай себе такие условия, когда тебе будет легче сделать это, например, подготовиться к экзамену, нежели не сделать. Все зависит от твоих жизненных условий. Как вариант, договорись с кем-то, что если ты не посидел, не поучил определенное время за день экзамен, то ты переводишь определенную сумму денег, которая для тебя значимая. Это будет стимулировать.

На чем построен ваш марафон? Что вас мотивирует?

Артем Гиневский: Явно не на деньгах. Согласитесь, что сумма в 200 рублей за нарушение договоренностей, которая установлена нами в начале, является несерьезной для абсолютного большинства участников. У меня, как и у каждого из участников, есть определенные цели, которые я записал. И я должен их делать.

Дело в том, что я уже не могу бросить марафон. Я его начал, и прошло уже 4 месяца как все это длится. Если я сейчас брошу его, то что все скажут? Посмеются, скажут: «Вот какой ты достигатор», «Аааа, красавчик, сам все придумал, и сколько же продержался – аж 4 месяца, достигатор…». Мне просто будет стыдно.

На самом деле, я очень рад, что этот марафон есть. Многих целей реально удалось достичь или я нахожусь на пути их достижения. Тот самый английский язык, который я активно изучаю. В обычной жизни я бы, скорее всего, забросил это занятия еще в самом начале.

Правда, пришлось выключить из своих целей пианино. Поскольку на него уже просто не хватает времени, надо же еще и работать когда-то. Многие мои видео и так записанные на ходу, поскольку есть цель пробежать или пройти каждый день хотя бы 10 км. Мне легче набить эти 10 км, нежели не сделать их. Это одна из целей, и таким образом я доказываю, что не только придумал марафон, но и соблюдаю его условия. Иначе скажут, что сам придумал, и сам же ничего не соблюдает и не выполняет. Таким образом, только своим примером можно стимулировать и других к выполнению поставленных целей. Конечно, не обходится без косяков, но косячить могут все, и я в том числе.

Спасибо, вам, Артем, за интересный разговор и разбор довольно сложной темы. Думаю, это будет полезно нашим подписчикам. Многие по-новому взглянут на сложившуюся ситуацию, а также на способы достижения цели. Такой подход может позволить многим быстрее достичь поставленных целей. Мы были рады встречи с вами и очень надеемся на то, что в будущем нам еще не раз предстоит встретиться и обсудить важные темы.

Артем Гиневский: Я также надеюсь, что уже в ближайшее время мы с вами снова встретимся. Помните, что каждый сам может выбрать себе способ мотивации для обучения. Я предложил лишь один вариант, а на самом деле их существует множество. Важно найти для себя какой-то значимый фактор, который будет подталкивать для учебы.

На вопросы отвечал Артем Гиневский, популярный видеоблогер, автор и реализатор онлайн-марафона «Достигатор», главной целью которого является достижения поставленных перед собой целей. Более детальную информацию об этом и прочих проектах можно посмотреть в блоге Артема.

Ссылка: https://www.instagram.com/ginevsky/