Клиентов амурского центра для зависимых приковывали наручниками и обливали ледяной водой

Общественность собралась на пикет в защиту бывших наркоманов
30 октября 2015, 15:20
4290 6
Амурская область, 30 октября, ИА «Порт Амур». Инициативная группа амурчан сегодня пришла к зданию областного следственного комитета. Среди возмущенных сотрудники реабилитационного центра «Рука помощи», его бывшие пациенты и их родители. Они защищают бывшего наркомана Сергея Кишинского, создавшего в Приамурье лечебницу для зависимых, а также четверых его подчиненных. На днях их задержали по подозрению в принудительном удержании клиентов. Следователи предполагают: пациентов не лечили, а извлекали от их содержания доход. О жестоких издевательствах над реабилитантами стало известно, когда одному из них удалось сбежать.

«Меня заливали ведрами ледяной воды!»

Руководитель реабилитационного центра «Рука помощи» и четверо его подчиненных теперь под стражей. На кадрах оперативных съемок ФСБ — подробности быта реабилитантов: табличка с надписью «Я курица», бревна с ручками, наручники. По версии следователей, это орудия пыток для непослушных.



Сегодня центр закрыт. Все реабилитанты — на момент задержания их было 50 — освобождены. В отношении сотрудников возбуждено уголовное дело. Их подозревают в принудительном удержании клиентов в учреждении. Следователи также проверяют показания пациентов центра о пытках и издевательствах над ними. 

— Меня заливали ведрами ледяной воды, аж сбивало с ног, — рассказал оперативникам реабилитант центра «Рука помощи» Алексей. — До тех пор заливали, пока я чуть сознание не потерял. Это было на той неделе. Потом заволокли в баню, раздели, надели другое белье, заковали в наручники и бросили на сетку. Так и лежал 10 суток. Давали только в туалет сходить на ведро. И то долго нужно было об этом упрашивать.



По версии следствия, это еще не самые жестокие пытки, которые приходилось терпеть тем, кто оказался в центре. Наиболее тяжелые наказания доставались тем, кто пытался сбежать.

— Существовала целая система наказаний, к которым привлекались резиденты — так они называли своих клиентов. Их заставляли выполнять тяжелые физические упражнения в течение нескольких часов, приковывали наручниками к трубе и обливали холодной водой, связывали между собой лиц разного пола и заставляли их несколько дней находиться в этой связке. Запрещали разговаривать, а если реабилитант ослушивался, привязывали к нему бревно весом 30 килограммов, и человек несколько дней его таскал. Была ночная терапия: людям не давали спать до семи дней — человек пытается заснуть, а его тормошат. Такие действия относятся к разряду пыток, — раскрывает подробности помощник руководителя следственного управления СК России по Амурской области Алексей Лубинский. — Более того, некоторые пациенты, пытаясь покинуть данное заведение, самостоятельно причиняли вред своему здоровью, чтобы их увезли, потому что из больницы было легче сбежать.



Именно пациент, которому удалось сбежать, обратился в ФСБ. В ходе следствия выяснилось: среди потерпевших — не один человек. Более того, оказалось, режим учреждения, которые многие считали медицинским, идет в разрез с законом.

— Они распространяли информацию о том, что пациентам гарантируется хорошее питание, хорошие условия содержания, своевременное лечение с привлечением высококлассных специалистов. Там медиков ни одного не было! Граждане организовали общество с ограниченной ответственностью, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, извлекать доход от содержания людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. За каждого резидента в месяц родственники платили по 30 тысяч рублей, — продолжает Алексей Лубинский. — Людей привозили туда, порой насильно, отбирали личные вещи, сотовые телефоны, прерывали все контакты с внешним миром. Это должно быть на добровольной основе! Там на небольшом клочке земли и в этом небольшом помещении находилось порядка 60 человек. Они там спали друг на друге в полнейшей антисанитарии.



«Официальная наркология неэффективна»

Реабилитационный центр «Рука помощи» открылся в Благовещенском районе в селе Михайловка в 2013 году. Его основатель Сергей Кишинский, как рассказывают его единомышленники, сам — бывший наркоман с 20-летним стажем. По словам главы местного сельсовета, за два года он ни разу не бывал за двухметровым забором, где приезжие организовали лечебницу для зависимых. Однако ни от родни реабилитантов, ни от них самих власти ни разу не слышали жалоб.



— Я не знаю, что там у них было за воротами! Когда я просил у центра рабочих, они мне их давали. Никакого присмотра за ними не было. Ребята помогали мне по благоустройству. Я с ними разговаривал, спрашивал, как питание, как условия. Они говорили: «Все нормально», — разводит руками глава Михайловского сельсовета Владимир Турков.

Теперь сотрудники центра, оставшиеся на свободе, рассказывают о подробностях жизни в учреждении: клиенты трудились в подсобном хозяйстве и были полностью изолированы от жизни за воротами.



— Выходить за территорию нельзя. Здесь нет телевизора, запрещена любая литература, кроме методической. Эта информация может просто помешать, вывести из равновесия, — поясняет младший консультант центра «Рука помощи» Алексей Самохвалов. — Свидания с родственниками тоже были запрещены на время лечения. Звонки разрешались после сдачи задания, то есть после того, когда человек начинал осознавать свою болезнь, принимать ее.

По словам персонала центра, на такой режим люди соглашались добровольно. Все резиденты подписали соответствующие договоры на 12 месяцев. Если реабилитанты излечивались раньше этого срока, их отпускали. Претензии следователей по поводу пыток здесь тоже отрицают.



— Да кто кого пытал! Ну, максимум, если человек проявляет агрессию или бунтует, могли облить водой, — парирует Алексей Самохвалов.

— А позорные таблички действительно заставляли носить? — интересуемся мы.

— Представьте, если человек обзывает кого-то, как еще его заставить задуматься?

Персонал уверяет: раз в месяц пациентов осматривал врач-нарколог, приезжавший из Мазановского района, каждую неделю с резидентами общался медицинский психолог Людмила Тракова. Как рассказывает сама женщина, она не имеет образования врача, но работает в одном из лечебных учреждений Благовещенска. Специалист пояснила: центр «Рука помощи» и не претендовал на оказание медицинских услуг.



— Зависимость можно вылечить без медицинского вмешательства, это социальная болезнь. С ребятами в центре мы работали по 12-шаговой программе для алкоголиков и наркозависимых, которая делает упор на изменение личности. Разработана она американским врачом: он сам столкнулся с проблемой зависимости. По сути, это психотерапия: реабилитанты писали самоанализы, вели дневники — наблюдали за своими чувствами. Я проводила психологические тренинги, учила их владеть собой и общаться, — уточняет Людмила Тракова.

Людмила Алексеевна уверена: иного метода, кроме принудительного лечения, к зависимым от алкоголя и наркотиков нет.

— Почему неэффективна официальная наркология? По закону у нас лечение от зависимости должно быть добровольным. Это не работает! Длительная изоляция от привычного социума наркоманов и алкоголиков, по нашим наблюдениям, наиболее эффективна. 80 % ребят, прошедших такое лечение, уже по году и более трезвые!

Общественность: «Мы будем добиваться, чтобы центр существовал!»

Сегодня центр закрыт. Все реабилитанты освобождены. В отношении сотрудников возбуждено уголовное дело.

Пока руководитель центра и четверо его подчиненных отказываются давать показания, шумная история получила продолжение. На защиту бывших наркоманов, оказавшихся под следствием, встала общественность. Инициативная группа амурчан организовала пикет у здания амурского следственного комитета.

— У моей знакомой сын-наркоман всего четыре месяца там пробыл. Сейчас излечился, работает. Мой сын больше десяти лет был алкоголиком. Он пробыл в центре девять месяцев и стал другим человеком. Он вообще не пьет, работает и сейчас приезжает туда и помогает другим ребятам, — рассказывает мать одного из реабилитантов центра «Рука помощи» Татьяна Гудкова. — Мы все в таком шоке, что сейчас ребята, которые не долечились, пойдут колоться. Матери плачут! Мы будем добиваться, чтобы центр существовал. Мы будем пикеты устраивать, писать иски.

— Я проходил такую же реабилитацию 9,5 месяца. До этого 25 лет пил алкоголь, 23 года курил анашу и 21 год кололся, сейчас уже третий год остаюсь трезвым. Я благодарен людям, которые мне предложили эту помощь, — утверждает младший консультант центра Алексей Самохвалов. — Наших пациентов просто вывезли на автовокзал и распустили всех. Вчера они были трезвые. Сейчас половина из них колется, половина бухает!

У правоохранителей иная позиция.

— Конституцией РФ провозглашается право на свободу человека и его личную неприкосновенность в качестве главных ценностей, которые могут быть. В реабилитационном центре «Рука помощи» насильно содержались свободные люди, независимо от того, что они страдают алкогольной или наркозависимостью, и даже если они состоят на учете в наркодиспансере. Родственники, которые считают, что их близкий человек не отдает отчет своим действиям, могут обратиться в суд с просьбой ограничить дееспособность этого лица. Ни один из реабилитантов этого центра не был ограничен государственными органами в свободе передвижения, — комментирует старший помощник руководителя следственного управления СК России по Амурской области Алексей Лубинский.

Фото: оперативная съемка УФСБ по Амурской области

Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа