Новое в законодательстве о закупках и антимонопольном контроле

Новое в законодательстве о закупках и антимонопольном контроле

На вопросы отвечает руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Александр Дегодьев
01 августа 2017
В 2017 году вступили в силу многочисленные изменения в законодательство о контрактной системе. В связи с чем, на сегодняшний день антимонопольным органом при рассмотрении поступающих жалоб выявляется большое количество нарушений в действиях государственных и муниципальных заказчиков.

О том, как правильно провести закупку и не нарушить законодательство, о недобросовестной конкуренции, нарушениях в сферах ТЭК и передачи муниципального имущества читателям «Порт Амура» в рамках онлайн-конференции расскажет руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Александр Дегодьев.

Вопросы можно задавать на сайте portamur.ru или присылать на электронный адрес news@portamur.ru. Конференция продлится до 15 августа.
Виктория спрашивает:
Добрый день! Александр Сергеевич, я работаю в бюджетном учреждении, исполняю обязанности контрактного управляющего и мы часто сталкиваемся с "жалобщиками", которые не только не участвовали в закупке, но и вообще не занимаются той деятельностью, на которую закупка размещалась! (что можно проверить по выписке из ЕГРЮЛ). Жалобы от таких лиц "тормозят" закупку, а порою эти заявители еще и деньги хотят поиметь с заказчика, работают по принципу - заплатите нам и мы отзовем жалобу из ФАС. Как бороться с такими "жалобщиками", что нам делать, если требуют деньги?
Ответ
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе предусматривает, что на положения закупочной документации до окончания сроков подачи заявок, вправе подать жалобу любое лицо вне зависимости от того является ли оно, с формальной стороны, участником закупки, заинтересованно ли оно принять участие в ней или целью данного лица является только направление жалобы в контролирующий орган без заинтересованности в исходе рассмотрения такой жалобы.

Только в случае обращения с жалобой на действия комиссии заказчика Закон о контрактной системе предусматривает право на обращение в антимонопольный орган с жалобой исключительно лица, подавшего заявку на участие в такой закупке.

По поводу обращений заявителей жалоб в адрес заказчика с предложением об оплате за совершение действий, связанных с отзывом ранее поданной жалобы следует отметить, что в данных действиях недобросовестных лиц присутствуют признаки уголовно-наказуемого деяния. В случае поступления заказчику таких предложений заказчикам следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.

При этом следует отметить что отзыв жалобы не аннулирует права и обязанности у антимонопольного органа провести по информации, содержащейся в отозванной жалобе, внеплановую проверку закупки.
Дмитрий спрашивает:
Здравствуйте, Александр Сергеевич! Наша фирма участвовала в запросе котировок по 223-ФЗ, но нашу заявку комиссия заказчика признала не соответствующей закупочной документации. Мы считаем, что решение это незаконно. Как нам правильно оформить и подать жалобу в ФАС?
Ответ
Уважаемый Дмитрий!

Вам следует обжаловать действия комиссии заказчика в судебном порядке, так как указанные вами действия не входят в перечень оснований для обжалования, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), следовательно, у антимонопольного управления отсутствуют полномочия для рассмотрения такой жалобы.

Закупка, в которой принимала участие Ваша фирма, осуществлялась в рамках названного закона. Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). Вместе с тем, в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Приведенный перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Владимир спрашивает:
Здравствуйте, Александр Сергеевич! С 1 июля вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, в частности произошла отмена допусков СРО в сфере строительства. Подскажите, что нужно учесть заказчику при подготовке документации, чтобы не нарушить требования действующего законодательства?
Ответ
Действительно, Владимир, актуальный вопрос для заказчиков, которые разрабатывают документацию для закупки, связанной со сферой строительства. С 1 июля на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации были внесены поправки.

Поэтому в целях актуализации документации заказчикам необходимо учитывать следующие моменты.

При проведении закупки на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт с начальной максимальной ценой контракта 3 млн руб. и менее установление требования к участнику закупки о членстве в саморегулируемой организации (для организаций и индивидуальных предпринимателей) или наличие допуска саморегулируемой организации, является неправомерным

Если начальная максимальная цена контракта по закупке с аналогичным предметом более 3 млн рублей, необходимо установление в документации к участникам такой закупки требования, в соответствие с п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

- участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;

- во второй части заявки участник закупки должен представить выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

При этом все перечисленные выше требования не распространяются на участников, которые предлагают цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами саморегулируемой организации в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ, а также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

При осуществлении закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации к участникам закупки должно быть установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных

изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования), которое не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридические лица с государственным участием в случаях, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ, также саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. В составе своей заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Комиссии заказчика при рассмотрении поступивших заявок на участие в закупке проверяя выписку из реестра членов саморегулируемой организации (документа, представленного в составе вторых частей заявки) необходимо обратить внимание на то, что выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о закупке (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ), в графе 3 не должно быть сведений о том, что участник закупки исключен из саморегулируемой организации, в графе 4 проверить, имеет ли право участник закупки выполнять работы, являющиеся предметом закупки, а в графе 6 проверьте информацию о том, соответствует ли указанный в ней уровень ответственности цене, которую предложил участник.
Екатерина Юрьевна спрашивает:
Здравствуйте, Александр Сергеевич! У меня такой вопрос: принимаете ли на работу молодых специалистов без стажа и есть ли в настоящее время вакансии?
Ответ
Уважаемая Екатерина Юрьевна, здравствуйте!
Поступление в Амурское УФАС России осуществляется в соответствии Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы.
Конкурс не проводится:
а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
в) при заключении срочного служебного контракта;
г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Закона о гражданской службе;
д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
5. Конкурс может не проводиться:
а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о гражданской службе;
б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, установлены указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 для:
а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

Объявление о проводимых конкурсах в Амурском УФАС России на замещение вакантных должностей размещается на официальном сайте Амурского УФАС России (http://www.amur.fas.gov.ru в разделе «Госслужба») и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В настоящее время прием документов на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Амурском УФАС России окончен. Информацию о наличие вакансий можно получить по телефону: (4162) 37-10-16 у ведущего специалиста - эксперта управления Диденко Татьяны Александровны, или по электронной почте to28@fas.gov.ru.

Александра спрашивает:
Здравствуйте, Александр Сергеевич! Есть ли определенные требования к подаче жалобы, заявления?
Ответ
Добрый день, Александра! Для того, чтобы Ваша жалоба, заявление или обращение было рассмотрено, и мы в свою очередь дали Вам ответ, в своем обращении, заявлении Вы должны обязательно указать:
• свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);
• почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
• суть предложения, заявления или жалобы;
• личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы можете приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Амурского УФАС России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»).
Кроме того, Вы можете направлять обращения, заявления и через официальный сайт Амурского УФАС России www.amur.fas.gov.ru.
Обращение, направленное через сайт, не может содержать вложенных файлов. При необходимости отправить какие-либо документы, материалы, фотографии воспользуйтесь возможностью написать в Амурское УФАС России по почте или по электронной почте – to28@fas.gov.ru


Дмитрий Иванович спрашивает:
Уважаемый Александр Сергеевич! Я являюсь представителем заказчика и членом аукционной комиссии и периодически при закупки компьютерной техники сталкиваюсь с трудностью при определении страны происхождения предлагаемых к поставке товаров. Подскажите, чем необходимо руководствоваться в первую очередь: постановлением правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968 или приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155?
Ответ
Здравствуйте Дмитрий Иванович! Действительно при закупке радиоэлектронной продукции из иностранных государств необходимо руководствоваться двумя нормативными актами: постановлением правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 968, в котором установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление N 968) и приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155, в котором определены определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств (далее - приказ № 155).
Пунктом 2 постановления № 968 утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска. При этом указанный перечень периодически уточняется и дополняется, так последние изменения были внесены 06 июля 2017 года.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства № 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из перечисленного в данном пункте документа.
Пункт 9 Приказа № 155 не устанавливает какого-либо конкретного документа для участника процедуры, в соответствии с которым может указываться страна происхождения товара, нет требований к форме и содержанию данного документа, а лишь устанавливает требование об указании (декларировании) участником аукциона окончательного предложения страны происхождения поставляемого товара, поэтому заказчики сами устанавливают в аукционной документации форму предоставления информации о стране происхождения товара, предоставляемой  участниками закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Учитывая вышесказанное, Вам как представителю заказчика, разрабатывающего аукционную документацию, необходимо правильно прописать все ограничения и преимущества, согласно Постановления № 968 и Приказа № 155, и указать форму представления информации, касающийся страны происхождения необходимого Вам товара. Для однообразного представления этот документ может быть взять из списка, указанного в пункте 7 Постановления 968, хотя у Вас есть право указать произвольную форму.
В то же время, Вам как члену аукционной комиссии, при рассмотрении заявок необходимо будет руководствоваться и принимать решение по тем документами, которые будут указаны в аукционной документации.

Сергей Константинович спрашивает:
скажите, а можно в вашей организации получать юридические консультации как правильно провести закупку?
Ответ
Нет. В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 и административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, в полномочия территориальных органов ФАС России не входит дача разъяснений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а тем более консультаций по правоприменению положений Закона о контрактной системе.
Территориальные органы ФАС России дают разъяснения только в части порядка подачи жалобы на действия заказчиков и процедуры её рассмотрения.

Игорь спрашивает:
Уважаемый, Александр Сергеевич, много ли в нашей области недобросовестной конкуренции?
Ответ
Уважаемый, Игорь!
Недобросовестную конкуренцию как явление нельзя измерить в количестве, но можно охарактеризовать количеством выявляемых нарушений, связанных с недобросовестной конкуренцией.
В 2016 году Амурским УФАС России рассмотрено 58 заявлений о нарушении установленных антимонопольным законодательством запретов на недобросовестную конкуренцию. В 11 случаях до возбуждения дел, управлением выдавались предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушений, 8 из них были выполнены. В тех случаях, когда предупреждение не выдается, а также в случаях невыполнения предупреждений, управлением принимались решения о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Всего было рассмотрено 10 таких дел, по 7 из которых факты недобросовестной конкуренции в ходе рассмотрения все-таки подтвердились. В большей меры факты недобросовестной конкуренции выявлялись на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства в деятельности управляющих компаний, а также в сфере торговли.
В первом полугодии 2017 года управлением рассмотрено 28 заявлений, указывающих на факты недобросовестной конкуренции, выдано 7 предупреждений. Рассмотрено же было 1 дело, по результатам которого факт нарушения был подтвержден, нарушитель был привлечен к административной ответственности. По-прежнему нарушения характерны для рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства, но имеются и случаи жалоб страховых организаций на своих конкурентов.

Мария спрашивает:
к вам можно попасть на личный приём, как это сделать можно в ближайшее время?
Ответ
Добрый день, Мария!
Приём граждан по личным вопросам руководитель Амурского  УФАС осуществляет в будние дни с 14.00-17.00 часов посредством записи по телефону: 8 (4162) 52-00-07(приёмная).
Дополнительно сообщаем, что граждане имеют право письменно обратиться в службу любым из следующих способов:
-лично по адресу: Амурская 150, 4 этаж, Приёмная
-на адрес официальной электронной почты: to28@fas.gov.ru
-по факсу: 8 (4162) 52-00-35
-направить информацию через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)
-оставить заявление на сайте Амурского УФАС в разделе Обратная связь
Светлана спрашивает:
Добрый день. Наша фирма участвовала в аукционе на поставку продуктов питания, по вторым частям заявку признали не соответствующей требованиям документации на том основании, что выписка из ЕГРЮЛ, направленная оператором площадки, не соответствует выписке с сайта налоговой. В прошлом месяце нам назначили нового директора, мы внесли изменения в сведения о нашей организации в ЕГРЮЛ, на электронную площадку данную информацию не направляли. Законны ли действия комиссии заказчика?
Ответ
Уважаемая Светлана!

Действия комиссии заказчика законны и обоснованы.
Согласно части 10 статьи 61 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае внесения изменений в документы и информацию, которые представлялись при аккредитации на электронной площадке, замены или прекращения действия указанных документов (в том числе замены или прекращения действия усиленной электронной подписи) либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию.
Ответственность за достоверность и актуальность документов и информации, содержащихся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, возложена непосредственно на участника электронного аукциона, предоставившего указанные документы и информацию.


Анастасия спрашивает:
Ни управляющая компания, ни коммунальщики не устанавливают общедомовые приборы учета в жилом доме, предусмотрена ли законом для них какая-либо ответственность и куда по этому поводу обращаться?
Ответ
Уважаемая Анастасия, ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов (как в Вашем случае, к примеру, управляющая организация), требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях по данной категории рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор. В Амурской области это государственная жилищная инспекция Амурской области.
В свою очередь ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (данную норму можно распространить на поставщика коммунального ресурса), от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Ранее полномочиями по рассмотрению дел по данной категории были наделены антимонопольные органы.
Однако в связи с вступлением 06.08.2017 в силу изменений в КоАП РФ, в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах дела данной категории в настоящее время рассматривают также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.

Арина спрашивает:
Rак и в каком порядке можно обжаловать решение УФАС и вынесенное на основании этого решения постановление, если привлекаемое лицо не согласно с данными актами?


Ответ
Уважаемая Арина, в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Кроме того, на основании части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
На основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Вместе с тем должностные лица вправе обжаловать постановление в суде общей юрисдикции.
Юрий спрашивает:
В закон об ОСАГО внесли изменения, теперь страховщики в первую очередь решают вопрос с ремонтом пострадавшего авто, а потом уже по возмещению денежных средств. Это как-то решило вопрос с навязыванием дополнительных услуг по ОСАГО и с отказами страховать автомобилистов, или проблемы в ОСАГО остались актуальными? Что делает в этом направлении ФАС и какие нарушения выявляет?


Ответ
Уважаемый Юрий, изменения в Закон об ОСАГО, о которых вы ведете речь, вступили в силу относительно недавно, фактически указанный Вами порядок начал действовать с мая текущего года. Поэтому насколько повлияли данные изменения на условия товарного рынка страховых услуг в части ОСАГО говорить пока рано.
В целом объем обращений граждан по вопросам ОСАГО на протяжении 2016 года, в истекшем периоде 2017 года значительно снизился. В некоторой степени это обусловлено следующим.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 28.12.2015 № СП/75571/15, в связи со вступлением в силу с 05.01.2016 новой редакции части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов страховыми организациями подлежат направлению в  Банк России  на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На территории Амурской области доминирующее положение на рынке оказания услуг ОСАГО занимает ПАО СК «Росгосстрах», следовательно, на действия указанного хозяйствующего субъекта распространяются запреты, предусмотренные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».
Поэтому заявления граждан по фактам навязывания услуг при заключении договоров ОСАГО, либо уклонении от заключения таких договоров в отношении данной организации направляются Амурским УФАС России для рассмотрения по подведомственности в соответствующее территориальное подразделение Центрального Банка России, о чем управление неоднократно информировало потребителей услуг ОСАГО.
Иные организации, не занимающие доминирующего положения на товарных рынках, не попадают под действие запретов, установленных статьей 10 Закона «О защите конкуренции».
В настоящее время нарушения антимонопольного законодательства выявляются в большей мере в разрезе конкурентной борьбы страховых организаций между собой на торгах по поставке услуг ОСАГО для государственных и муниципальных нужд, связаны с недобросовестной конкуренцией страховых организаций на торгах.
Сергей Степанович спрашивает:
Почему Амурское УФАС России при рассмотрении заявления на технологическое присоединение гаража к электрической сети дало отказ в возбуждении дела, но при этом сообщило, что возбудило административное дело на сетевиков?
Ответ
Уважаемый Сергей Степанович, в соответствии с разъяснениями ФАС России от 28.12.2015 № СП/75571/15, в связи со вступлением в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в отношении заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, Амурское УФАС России обязано возбудить административное дело и руководствуясь частью 9 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», дать отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.