«Признание детей — это для меня самая ценная награда»

Светлана Булгакова
учитель года — 2022
30 апреля 2022
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В четверг, 28 апреля, в Амурской области подвели итоги конкурса профессионального мастерства «Учитель года». За звание самого-самого боролись 25 педагогов. Лучшей признали учителя русского языка и литературы школы № 26 города Благовещенск Светлану Булгакову. Она стала обладателем не только почетного титула, но и статуэтки из самоцветов «Амурский пеликан». Осенью «русовед» из областного центра представит Приамурье на всероссийском этапе соревнований. В интервью Порт Амуру Светлана Владимировна рассказала, как найти общий язык с ребенком, привыкнуть к расставанию и как «отдыхать от детей».



— Светлана Владимировна, сколько лет вы работаете учителем?

— В школе работаю с 2016 года, шестой год. В этом году преподаю русский язык и литературу в 5 и 11 классах.

— Многие учителя по образованию не хотят работать в школе или «бегут» из нее, почему вы остались?

— Наверное, это просто не их место. В школе остаются только те учителя, для которых это больше, чем просто работа. Лично меня в школе привлекает работа с детьми. Конечно, это сложно и ответственно, но все окупается, когда педагог в ответ получает любовь, благодарность и поддержку детей. Это дорогого стоит.

— Сложно ли с детьми работать? Многие говорят, что нынешние подростки часто хамят и «качают права»?

— На самом деле я не помню, чтобы я с таким сталкивалась. Я думаю, если выстраивать доверительные отношения с детьми, не будут возникать такие сложности.

— Как удержать внимание ребенка? А когда их 30?

— Это все индивидуально. Один и тот же подход с разными классами не будет работать. Если говорить совсем универсально, то необходимы постоянные смена деятельности, построение диалога с детьми и вовлечение их в эту работу.

— Имеются ли у вас в арсенале современные способы и методы обучения?

— Сейчас, действительно, очень много приложений, которыми учителя все больше и больше пользуются. Но все эти новые формы, на самом деле, преследуют те же образовательные цели, что были и 30, и 50 лет назад. Любой учитель стремится воспитать гармонично развитую личность. Каждый хочет заинтересовать своим предметом, привить любовь к нему. Цели остаются прежними, меняются лишь формы, они становятся более современными. В частности, использование каких-то интерактивных технологий. Это пространство школьникам даже привычнее и проще, они больше времени проводят именно в телефонах и соцсетях, поэтому им это кажется интересным.

Например, сейчас многие учителя активно пользуются интерактивными тетрадями Skysmart в качестве домашних заданий. Это не привычная «домашка» а задание, которое выполняется либо через телефон, либо через компьютер или ноутбук. Все задачи как раз-таки интерактивные, то есть надо подставить, например, какие-то понятия, или заполнить пропуски. Форма более адаптированная под современных детей.



— В идеале, гаджеты используются для обучения, но есть и другие соблазны в виде игр или шпаргалок. Сложно ли оторвать ребенка от гаджетов и «гугла»?

— У нас в школе запрещено использование телефонов на уроках, поэтому учителя не разрешают оставлять на партах гаджеты во время уроков — они находятся в портфеле. В некоторых младших классах есть практика в начале урока сдавать телефоны, в конце занятий дети их забирают, но это тоже индивидуально, зависит от класса. Это уже коллективное решение классного руководителя и родителей. Что касается списывания, то в ход, как и прежде, нередко идут и бумажные шпаргалки: этим, в основном, «грешат» ученики старших классов, они пытаются как-то обойти систему. Но здесь спасает только бдительность учителя. Старшим ребятам уже сложнее что-то запретить, нужно эти ограничения аргументировать и объяснять.

— Как «не перегореть» и не потерять интерес к профессии и стать учителем года?

— Я думаю, здесь большую роль играет любовь, к тому, что ты делаешь, вовлеченность, интерес. Ты постоянно что-то новое узнаешь от детей. Это процесс, который постоянно привносит что-то новое в жизнь.

— С детьми работать нелегко, и вы это подтвердили, как отдыхаете?

— Ну, наверно, самое простое — какой-то любимый сериал или интересная книжка с чашкой чая.

— Остается ли время на внеклассную работу? Удается ли вам заниматься творчеством?

— Пока не удается, потому что львиную долю моего обычного дня занимает именно работа. На что-то кроме почти не остается времени. Плюс, у меня классное руководство, это мой первый класс, в этом году они выпускаются.

— То есть вам впервые придется столкнуться с тем, что приходится пережить каждому учителю — расставание с детьми. Вы готовы к этому?

— На самом деле я уже тоскую и пока не представляю как это… прийти в школу, где нет моих детей. Я же в первый же год, когда пришла в школу, начала работу с этими детьми, все это время они со мной. Мне, кстати, повезло с классом, они меня всегда очень поддерживают, выручают во всем, помогают. И мне пока сложно предположить, как это будет, когда я приду в школу в новый учебный год, а там не будет моих детей… Наверное, через это каждый учитель проходит. Эмоционально очень сложно расставаться, конечно.

— Как ученики отреагировали на вашу победу в конкурсе?

— Ребята мне написали все в тот же вечер, поздравили, тысячи сообщений сразу. Мы уже договорились, что я организую для них чаепитие, чтобы отпраздновать победу.



— Что поменяется в вашей жизни и профессии после победы и награды в конкурсе «Учитель года»?

— Мне пока страшно представить, что будет дальше, я пока ощущаю лишь огромный груз ответственности, который теперь долго будет со мной. Кроме главной награды и статуэтки от профессионального жюри, я получили и приз от детского жюри — плюшевого медведя. Признание детей — это для меня самая ценная награда!

Фото: Светлана Булгакова
Интервьюер: Порт Амур