«С холодом бороться проще, чем с медведем»

Роман Шабанов
региональный эксперт по туризму
05 марта 2022
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Пандемия коронавируса и закрытие границ еще 2 года назад дали толчок развитию внутрирегионального туризма. И если, прежде, говоря о Приамурье, перспективы туристической отрасли большинство связывало с близостью Китая, то сейчас много говорится о разнообразии и самобытности амурской природы и ее привлекательности для путешественников.

Развивать экстремальный и экологический туризм в нашем регионе пытается группа жителей-энтузиастов. Они прокладывают новые маршруты и уверяют, что никакие словесные описания, и даже фото и видео не в состоянии передать спектр ощущений и удовольствий от увиденного в походах и пережитого. В интервью Порт Амуру региональный эксперт по туризму и путешественник Роман Шабанов рассказал о внесистемном туризме, его потенциале и опасностях, подстерегающих в пути.



— Что такое «внесистемный туризм»? Что он из себя представляет?

— Термин, конечно, не официальный, мы сами его придумали. Но у него есть очень забавная история. Был у нас поход на гору Змеиная (это возле села Бибиково, Благовещенский район). Первый раз мы ходили там вдоль так называемой, системы. Контрольно-следовая полоса у пограничников с «колючкой» — это и есть система. Так вот, мы вдоль нее ходили и нечаянно «подняли» пограничников. Они были очень удивлены, зачем мы тут, куда идем и что хотим увидеть. Мы объяснили, что мы всего лишь туристы, даже все вместе посмеялись. А когда вернулись из похода, решили создать определенную площадку для туристов и назвали ее шутя «внесистемный туризм» — такая вот игра слов.

Изначально «внесистемные туристы» — это была небольшая дружеская компания. Но постепенно она начала разрастаться. А в итоге превратилась в такую информационно-туристическую площадку: мы начали приглашать с нами в путешествия фотографов, операторов и просто любопытствующих.



— Как долго существует площадка «внесистемный туризм»? Что она может предложить интересующимся и чем привлекает?

— Я занимаюсь организацией походов по нашему региону уже шесть с половиной лет. Конечно, статистику не веду, и сказать, сколько было путешествий точно не смогу, но было их немало. В Приамурье очень много интересных и красивых мест. Лично я люблю север области. Зимой мы по горам ходим, например, по «царской дороге» («Николаевский тракт», «царская дорога» или «колесуха» — одна из первых крупных колесных дорог Дальнего Востока. Таежный путь прокладывали каторжане, а финансировали работы золотодобытчики и царская семья, — прим.ред.). Вершины обходим с разной периодичностью и каждый раз создаем какие-то новые проекты. На этой неделе вернулись из поселка Береговой. Проехали из Зеи до Берегового на велосипедах. Интересный проект есть в Бурейском районе — «Храмовая гора» (каменные останцы — гранитные глыбы с крутыми склонами и выступами, — прим.ред.), поиски самолетов, которые разбились 40 лет назад, история Ларисы Савицкой (амурчанка, получившая известность как человек, выживший после падения с высоты 5200 метров в результате авиакатастрофы, — прим.ред.). Также участники нашей площадки любят и велопоходы, походы выходного дня, спортивные соревнования.

— Можно ли составить портрет «внесистемного туриста»?

— Средний возраст у нас около 40 лет. Самому младшему участнику походов лет 25, а самому опытному — 57. Среди наших единомышленников много женщин, даже больше чем мужчин. Если кидаем клич в группу о новом походе, женщины сразу откликаются — они у нас легкие на подъем.



— Зависят ли ваши путешествия от времени года?

— Абсолютно, нет! Единственное, от сезона зависит выбор транспортных средств. И это не значит, что зимой мы никуда не идем — мы, наоборот идем в горы, поскольку туда добираться зимой проще, чем летом. Можно нацепить снегоступы и идти по стланику, по которому не пойдешь в июне-месяце, ибо насобираешь клещей или медведя встретишь. Порой зимой даже проще идти, потому что с холодом проще бороться, чем с медведем. Между тем, через тайгу зимой ты не поедешь на велосипеде. А по «Царской дороге» или «Федоровскому тракту» (дорога к заброшенной деревне в Благовещенском районе, — прим. ред.) можно спокойно проехать.



— Любой человек сожжет присоединиться к команде «внесистемников»? Нужна ли для этого какая-то физподготовка?

— Любой желающий человек, у которого есть начальный уровень физподготовки. Мы всегда говорим людям, которые хотят втягиваться в дело серьезно: займитесь своим здоровьем, походите с туроператорами, которые организуют пешие туры. Это нужно, чтобы понять, подходит ли вам такой вид туризма. У нас есть «лайтовые» туры — походы выходного дня. А есть такая забава как «Железная сотка», где предлагают пройти 100 километров за 24 часа. Это возможность подготовиться — два раза пройди «полтинники» и потом «сотку», потом уже можно браться за более серьезные походы.



— Дорого ли обходится экипировка и подготовка к одному походу?

— Хобби всегда требует каких-то затрат или вложений. Тем не менее, можно не тратить огромные деньги и организовывать такие поездки «скинувшись» с товарищами. Взять экипировку в аренду, пока свою не приобретешь. Где-то можно договориться, чтобы тебя встретили, предоставили кров для ночлега. Например, из необычных мест, где мы останавливались на ночь — школа, ДК и храм. А вообще я думаю, если собраться на отдых в Крым денег потратишь больше, а впечатлений — столько же.



— О каких опасностях нужно знать начинающему туристу?

— Холод, жара, медведи и клещи — это самая главная опасность. Еще можно в процессе натереть мозоли, но это не опасность, а скорее, поправимая неприятность.

— Можете ли Вы составить топ самых-самых своих походов?

— Самый массовый — проект «Железная сотка». Самый тяжелый — хребет Джагды в Зейском районе. Мы шли к озеру Бессточное между горными хребтами. Подобраться к нему с воздуха почти невозможно, поэтому пришлось преодолевать всевозможные трудности в северной тайге. По каньонам реки Бом вышли к ручью Чертова Лестница и попали на хребет Джагды. Самые необычные путешествия — поиск частей самолетов, развившихся в тайге Бурейского района и «Царская дорога» в Селемджинском районе. Также отметил бы все походы, которые связаны с эвенками. Они уже стали для нас друзьями в разных районах области и встречи с ними всегда радуют. Вообще наши амурские северные горы — это отдельная любовь!



— Есть ли среди ваших походов «высоты» или «широты», которые можно назвать рекордом?

— У нас через один — походы туда, где никто не был… Для себя, наверное, могу погордиться, что один такой дурак проехал по Зейскому водохранилищу на велосипеде 85 километров. Но в общем-то мы стараемся все наши маршруты с таким уклоном делать — куда-то проехать, куда-то залезть, что-то сделать, чего никто никогда не делал. У нас больше половины Амурской области толком не исследовано, поэтому куда не плюнь, везде рекорд.



— Какие дальнейшие планы? Есть ли мечты?

— Хочется до ума довести проект «Царская дорога»: доработать маршрут совместно с Хабаровским краем, чтобы наши туристы могли полностью проходить этот маршрут от Селемджинского района до Буреинского района, Буреинского заповедника. Сделать его настоящим большим пешеходным маршрутом наподобие ликийской тропы (ликийская тропа — туристический маршрут длиной почти 540 километров, соединяющий города Анталия и Фетхие (Турция), — прим.ред.). Все остальное более локальное. Интересно показать людям озеро Бессточное, другие уникальные места, но пока это очень сложно.

Фото: Роман Шабанов, Сергей Селезнев
Интервьюер: Порт Амур