Украинские беженцы рассказали, как пробирались через блокпосты в Россию

«Молодых парней начали призывать в нацгвардию... Против своих же воевать?»
15 июля 2014, 11:21
4491
Благовещенск, 15 июля, ИА «Порт Амур». От войны и беспорядков украинцы пытаются скрыться и в Приамурье. Беженцы — именно такой статус пытаются получить две семьи, пересекшие блокпосты на Украине и проехавшие почти всю Россию, чтобы оказаться в Благовещенске. Однако пока они нашли в нашем государстве только временное убежище: необходимо три месяца на решение вопроса со статусом беженца и гражданством РФ. А пока люди пытаются не только собрать все бумаги, но и устроить здесь свой быт.

О нелегком пути в Россию и невиданном гостеприимстве благовещенцев две украинские семьи рассказали корреспонденту ИА «Порт Амур».

«Люди шли на референдум как на праздник»

— В Амурской области у меня двоюродный брат. Он мне помог добраться сюда: выслал деньги, чтобы мы приехали с Украины. Морально было тяжело уезжать. У меня там сестра осталась, родители, брат с семьей. Родители уже старенькие — им уже 73 года: куда их вот так потащишь. Сестра у меня инвалид, а у брата своя голова. Я ему предлагаю переезжать, но насильно же сюда я его не потащу. Но у меня единственный сын, и я за него переживаю. Поэтому уехала. Брат наш двоюродный всех звал в Благовещенск. Но они не поехали. Сейчас пишут, звонят, узнают, как мы тут, — начала свой рассказ жительница Амвросиевки Марина.


В Благовещенск она приехала вместе со своим 29-летним сыном Павлом. Беженцы рассказали, что решение покинуть Украину они принимали быстро. Уезжали налегке — только необходимые документы, минимум вещей.

— На выезде из города стоят колонны техники. Когда выезжаешь, то нужно показать, куда ты едешь, и ждать, чтобы тебе разрешили. Если ты проскочил и не спросил, то стреляют в воздух. Тебя останавливают, и с тобой разбираются, — пояснил Павел.

Люди бежали от войны, бомбежек и нацгвардии. 

— Началось все после 11 мая, после референдума. Когда он прошел, это не понравилось украинским властям. А люди шли на референдум как на праздник — с цветами, с радостью. У нас на выборы столько людей не ходило. Город у нас мирный. Все спокойно было. Никаких ополченцев. Кого они начали бомбить? У нас если и есть ополченцы, то только на блокпостах — по 10-20 человек. И все. Кого они в городе бомбили? Мирное население… 15 июня был обстрел: 27 домов положили. После этого мы и решили, что нужно уезжать из города. Стреляли — разбили рынок и 27 домов. А потом сказали, что это они день рождения отмечали — салют был, — перебивая друг друга вспоминают мать с сыном.


Украинцы рассказали, что своим СМИ они не верили, смотрели русские каналы.

— В Украине средства массовой информации рассказывают, что все это делает Россия. Идет пропаганда против России. Поначалу мы слушали новости, но потом я перестала смотреть. У меня там дома спутниковая антенна стояла, поэтому я смогла смотреть российские каналы. Их можно было спокойно смотреть — но только потому, что в городе было спокойно, не было нацгвардии. Когда они приходят, то русские каналы сразу отключают, — пояснила Марина.

Амвросиевка, по словам ее жителей, не миновала массового призыва в нацгвардию. Забрать хотели и Павла.

— У нас начали молодых парней от 18 лет призывать в нацгвардию. Меня призывали. А куда я пойду? Против своих же воевать? Бред какой-то, — возмутился парень. 

В Россию семья добиралась на поездах. Стыковать рейсы им помогали работники вокзала в Ростове. 

— Я попросил друга — он на машине довез нас через блокпост до пограничного пункта в селе. Дальше пешим ходом мы около часа шли через границу. Дальше хотели ехать поездом Адлер — Благовещенск, но нам сказали, что он едет через Казахстан, там нужно либо российский, либо загранпаспорт. А у нас ни того, ни другого нема, — вспомнил Павел.

— Я в панику впала. Звоню брату сюда в Благовещенск, а он мне говорит: «Вы главное не возвращайтесь». Поехали до Ростова. Начальник вокзала очень долго искал нам варианты стыковок. С Ростова — до Екатеринбурга, а затем — до Читы. В Екатеринбурге 14 часов ждали поезда. Потом в Чите еще 12 часов посидели. Потом уже сюда, — тут же добавила мать парня.

Сегодня семья переезжает от родственников, которые сами живут в двухкомнатной квартире, в небольшую комнату, которую им безвозмездно выделила местная предпринимательница.

— Нам здесь очень нравится. Мы когда ехали смотреть комнату, проезжали деревянный барак. Я думала, нас туда поселят, — улыбнулась Марина. — У нас так не принято помогать. Я сейчас не хаю Украину. Менталитет у нас, видимо, другой, да и уровень жизни низкий. Зарплаты маленькие — я всего 4 тысячи в пересчете на ваши получала в месяц. Техничкой в милиции работала. Сейчас меня тут же пристроили техничкой. Спасибо большое. Мы такой помощи и не ожидали!

Временную работу нашли и Павлу. Наталью в ближайшее время из техничек переведут в продавцы.


— Мне сразу предложили эти две работы на выбор. Но я еще ваших денег не понимаю, да и не держали их еще. Пока нам тут только, кто чем поможет: брат денег даст или наши помощники. Но освоюсь скоро и буду продавцом работать, — добавила женщина.

Павел с Мариной хотят остаться в Благовещенске. Но статус беженца оформить им пока не удается.

— В местном ФМС нам говорят, что пока они статус беженца оформить не могут. Дали только временное прибежище на три месяца. За статусом, говорят, ехать в центр России, — посетовала Марина.

«Пришел мужик в форме и выгнал нас из квартиры»

— Хорошо, что, когда мы уезжали, сыну было только 17 лет. У нас начали молодых людей в нацгвардию забирать. Знакомый мой таксистом работал, у него четыре ребенка, и его тоже хотели забрать. Только он вовремя на заработки в Европу поехал, — рассказала мать троих детей Наталья.

Вместе с двумя младшими дочками украинка приехала в Благовещенск в конце апреля этого года. Сын приехал раньше — один добирался к бабушке, которая здесь живет. 


— Мать родом отсюда, а отец украинец. В Благовещенске я жила до 14 лет. А затем отца к корням потянуло. Вот мы туда и уехали. Затем в 2000 году приехала сюда с сыном. Девочки мои тоже здесь в Приамурье родились. Но в 2013 году мне не продлили вид на жительство. Пришлось срочно продавать здесь квартиру и возвращаться на Украину. А туда мы приехали и нам говорят, что нашу квартиру там захватили, — продолжила рассказ многодетная мать.

В своем жилье Наталье с детьми на Украине провела чуть больше полугода. В августе вернулась, а уже в феврале «пришел мужик в форме».

— Мужик пришел в военной форме с милицией: выселили меня с детьми. Он сказал, что это его квартира. Я после жалобу в местную прокуратуру подала. Но все бесполезно. Никакой реакции. Мы ютились там у одной семьи. Потом я не выдержала: звоню брату в Москву — займи денег на переезд. Дети совсем похудели, не возможно уже там было. Мы и поехали. Здесь первое время у матери жили, а потом пришли в социальный центр. Здесь до 17 июля пока обещают нам давать комнату, — пояснила Наталья. 


Женщина приехала в Благовещенск из города Берегово Закарпатской области. До этого уголка Украины война не добралась. По словам Натальи, бомбежек и обстрелов не было. С военными пришлось встретиться на блокпосте при выезде из страны. Но матери с детьми препятствий не чинили. 

— Полинка у нас тут на днях ногу сломала — играла во дворе, об пень запнулась. Младшей моей год и месяц. Не могу я сейчас на работу выйти. В социальном центре мне продуктами помогают и немного денег дали. Но пока все неясно с документами. Обещают быстро сделать гражданство. Но пока миграционная карта у меня оформлена только до 28 июля, — добавила женщина.

Украинка хочет остаться с детьми в Благовещенске. 

— Сын вообще Украину как родину не воспринимает. Он сюда маленьким приехал. Учился здесь. Мы же жили тут до 2013 года. У него и девочка тут была. Любил ее, тогда уезжать не хотел. Сейчас вот вернулся, встречаются. Сыну поступать в этом году нужно. Ему обещают сейчас за два месяца сделать гражданство и помочь поступить в техникум, — уточнила Наталья. 

Она надеется, что в социальном центре ей удастся задержаться, пока не решится проблема с документами. «Все лучше, чем на улице. Здесь уютно. Все есть — кровать, люлька, стол, холодильник», — подчеркнула Наталья. Сын ее пока живет у бабушки. Однако в однокомнатной квартире с пожилым человеком всей семье ужиться не удается. Матери с двумя малышками приходится самостоятельно искать кров. 


Помощь

— Наша организация на сегодняшний день оказала помощь в виде трудоустройства, а также сбором средств для оформления документов, мы помогаем также подготовить эти документы. Исходя из тех проблем, которые имеются у беженцев, помощь больше всего необходима в виде денежных средств, места для жительства, работы, а также одежды к зимнему сезону, — рассказал руководитель общественной организации «Покров» Виталий Михайлов. — Скоро приедут еще две семьи, одна в количестве пяти человек и вторая в количестве трех человек. Они едут к родственникам, которые их сюда вызывают. Но, должен сказать, как показывает практика, помощь беженцы могут получить на краткосрочное время. Нужна все-таки системная планомерная работа. 

По данным правительства Амурской области, из-за обострения сложившейся ситуации на Украине поток украинских граждан, желающих переселиться в Россию, в том числе и в Амурскую область, на постоянное место жительства, увеличился. В текущем году в рамках госпрограммы уже прибыл 21 соотечественник из Украины (9 участников и 12 членов семей).
Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.

Фотоальбом

Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа