Блеск и нищета Северной Кореи: о том, как журналист едва не спровоцировал вооруженный конфликт на границе.
0 0

Блеск и нищета Северной Кореи: о том, как журналист едва не спровоцировал вооруженный конфликт на границе.

Как было уже сказано выше, программа пребывания в Северной Кореи для журналистов из Благовещенска была выстроена таким образом, чтобы высветить блеск и максимально скрыть нищету «очень» демократической республики. Сделать это было совсем не сложно, потому как туристический маршрут пролегал исключительно по партийным или историческим местам с заныриванием в «правильные» школы и на отлаженное производство. Юрий Мостославский и Анатолий Дроздов давно с таким положением дел смирились, и более никаких попыток изменить маршрут не предпринимали. Бесполезно. А, раз так, то и не было смысла расшатывать свою нервную систему.

На сей раз им было предложено посетить 38 параллель, ту самую, разделяющую Северную и Южную Корею. Ну, что ж, должно быть познавательно. Буквально несколько слов о той самой параллели. Если кто знает о ней, то пару абзацев можно пропустить.

Немного истории

Практически с начала ХХ века Корея находилась под внешним управлением Японии. В 1945 году самураев победили, и заслуга в том была по большей части СССР, но, как ни крути, при поддержке США. Так вот, что касается корейского полуострова, то советские войска добивали японцев с севера, а американцы с юга. Добив, они поделили территорию примерно пополам, по аналогии с Германией, по 38 параллели.  Таким образом, Север стал социалистическим, а Юг – диаметрально противоположным. И все бы ничего, но Ким Ир Сен – первый правитель Северной Кореи с таким положением дел был категорически не согласен, ему была нужна вся страна с исторической столицей – Сеулом, а не ее временным заменителем - Пхеньяном. Собрав волю и армию в кулак, 25 июня 1950 года он пошел войной на Юг. Продвигался быстро, используя оставленную после войны советскую технику. Сеул естественно он захватил, как впрочем, и  процентов 80-90 всей территории Южной Кореи.





Американцы не ожидали от северян столь вероломного и стремительного броска на Юг, жутко возбудились, собрали преобладающую в силе коалицию и пошли на Кима в контратаку. Имея превосходство в технике, они вернули не только свою территорию, но и захватили почти весь Север. Бои были страшные, потерь – море, причем, не только среди военных, но и гражданского населения. И тут, в самый критический момент для Народной и Демократической Республики, на помощь пришли китайские товарищи по суше и русские летчики по воздуху. Совместными усилиями американскую коалицию удалось оттеснить на свою территорию, обозначенную в послевоенном договоре. В 1953 году умер Сталин, и советское руководство решило, что с войну пора заканчивать. Без поддержки СССР Север сражаться уже не мог и согласился на разделении территории некогда единой страны примерно посреди полуострова, по 38 географической параллели.

Туда и была организована экскурсия для гостей из Благовещенска. 38 параллель представляет собой демилитаризованную зону шириной в четыре километра – по два в каждую сторону. Южане со своей стороны в 60-70 годах воздвигли грандиозную бетонную стену шириной у основания в 20 метров и длиной 241 километр.



Северяне тоже укрепили свою двухкилометровую зону секретными фортификационными сооружениями, проволокой под током и даже на всякий случай прокопали сеть тоннелей под стеной, по которым армия могла пересечь границу и выйти на свет божий всего в 40 километрах от Сеула. Поговаривают, что за полвека  Южане обнаружили немало подкопов, но сколько их на самом деле, никому неизвестно.

Так вот, эти демилитаризованные территории соприкасаются деревушке под названием Пханмунчжом – в зоне для переговоров и контактов Севера и Юга. Там друг напротив друга стоят два бетонных здания, а в аккурат между ними, метрах в пятидесяти, находится домик для переговоров.



В домике том стоит стол, через середину которого проходит демаркационная линия - левая часть стола принадлежит Северной Корее, а правая часть – Южной. Эта же линия продолжается по полу, заступ за  которую расценивается как незаконное пересечение государственной границы, как говорится, со всеми вытекающими.











Охраняют эту линию по четыре вооруженных пограничника с каждой стороны. Они буровят друг друга взглядами, но в разговоры им вступать запрещено. Посещение туристами этого домика, с точки зрения северокорейской стороны, является высшим пилотажем экскурсионной программы. Они разрешают здесь снимать буквально все, в то время как южане относятся к подобному шоу весьма прохладно и порою даже нервно.

Запретный плод

Ну, раз все разрешено, подумал Юрий М., тогда приступим. Он «распускал» одну пленку за другой и казалось бы отснял на этой «смешной» государственной границе все, что возможно. Хотя, не все. Находясь внутри домика, он заметил за окном колоритного южнокорейского пограничника. На том был шлем белого цвета с надписью, обозначающую принадлежность к ООН и черные очки – «капли», скрывающие чувство превосходства над коллегами с Севера. Руки в боки тоже говорили о том, что он свободен, в отличие от КНДРовских, вытянутых по струнке и застывших как изваяния хранителей границы. Этого кадра крупным планом как раз Юрию и не доставало. Он вскинул фотоаппарат, готовясь нажать на кнопку спуска затвора. Южанин заметил нацеленный на него объектив, сделал шаг в сторону и исчез из виду. Он явно не мечтал попасть в историю. Спустя минуту он вновь появился в проеме окна – его обязанность следить, что происходит внутри помещения. Юрий повторил попытку, но опять безрезультатно. Снять этого вредного пограничника можно было, лишь зайдя за белую линию. То есть пересечь государственную границу. Но, ведь нельзя – на сей счет строго инструктировали. Но сработал инстинкт охотника, и он ступил на «вражескую» территорию, отмерив по ней пару шагов – ровно столько, чтобы в кадр попала скрывающаяся цель. Через темные очки – «капли» он увидел, как ООНовец зло сверкнул глазами, понимая, что попал-таки в кадр, но ничего предпринимать не стал. Во всяком случае, шума не поднял. Да и что южанин мог сделать, не разжигать же конфликт на ровном месте.

Этот инцидент не остался незамеченным и северо-корейскими пограничниками, следящими за порядком в домике. Один из них взял журналиста за руку и отодвинул подальше от государственной границы. Инцидент был исчерпан. Юрию повезло, что в то время наступило некоторое улучшение международных отношений между двумя Кореями и на подобные вольности сопредельные территории старались закрывать глаза. Хотя, если сказать откровенно, желающих пощекотать нервы пограничникам практически не находилось с памятного 1976 года.

Не до шуток

18 августа 1976 года американцы с южнокорейцами решили обрубить ветки тополя,  которые загораживали летом обзор между контрольным и наблюдательным пунктами,  находящегося на территории КНДР.  Вскоре после начала этой акции появились северокорейские солдаты и потребовали прекратить работу. Получив отказ, они атаковали американцев дубинками и топорами, в результате чего двое военнослужащих США были зарублены насмерть, ещё девять получили серьезные ранения. Через три дня американский инженерный взвод и южнокорейский спецназ провели внезапную масштабную спецоперацию по вырубке тополя, занявшую 42 минуты. В воздухе демонстративно присутствовали вертолёты и самолёты США. Также намеренно был оставлен пень высотой шесть метров.



Именно с этой памятной даты законодательно запрещены любые поползновения через белую черту.

А, вот другой нашумевший случай на ту же тему. В 1984 году этот пункт, где Ю. М. позволил себе некоторые вольности,  посетили советские стажеры МГИМО. Во время фотографирования на военно-демаркационной линии советский студент по имени Вася Матузок рванул на юг с криками «помогите мне!». За ним кинулись северокорейские военные - отвечать за пропажу иностранного студента им радости не светило.  25 солдат корейской народной армии кинулись в южную зону, в перестрелке были убиты трое бойцов Севера и пятеро ранены. Погиб также один южнокорейский солдат и ранен американец. Сам студент не пострадал. К слову, этот студент оказался предателем Родины и побег в лагерь капиталистов планировал два года.

Этот инцидент произошел во время переговоров об экономическом сотрудничестве между Югом и Севером. Южнокорейские власти тогда подвергли Пхеньян жесткой критике, и атмосфера между странами была сильно и надолго испорчена.

…Так что Ю. М. мог легко попасть под раздачу, но слава богу все обошлось.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа