20.11.2012  1227

Космодром и экология

Гость — научный деятель БГПУ Игорь Алексеев

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Добрый день. Это программа «В центре внимания». В последнее время в амурских СМИ поднимается вопрос об экологической безопасности строящегося космодрома Восточный. Об этом и мы сегодня поговорим. У меня в гостях Игорь Алексеев, начальник отдела организации научной деятельности БГПУ и исполнительный директор Научно-образовательного центра геохимического и ландшафтно-биоценотического мониторинга космодрома Восточный.

— Какова ситуация сейчас на космодроме?
— Сами работы мы проводим достаточно давно — уже 3,5 года. Реальный этап строительства начался меньше года назад. Если сравнивать с тем, что было — экологическая обстановка в районе космодрома абсолютно не изменилась.

— С какой периодичностью вы отслеживаете ситуацию?
— В рамках полевых работ мы начинаем исследования летом и завершаем в сентябре. Этого требует методика. С этого года мы переходим на посезонный мониторинг. Отмечу, что мы отслеживаем ситуацию не только вблизи стройки, но в радиусе 100 километров от Углегорска.

— Что конкретно вы исследуете?
— Мы анализируем полный спектр природных компонентов. С 2013 года начнем анализ атмосферного воздуха. До этого мы работали с почвой, водой, растительностью.

— Где-то уже проводились подобные исследования?
— Без ложной скромности скажу, что перед тем как начинать работать, подобных исследований мы не обнаружили. Ни на одном космодроме не проводилось исследование природной среды до начала строительства. В лучшем случае — через 10-15 лет после ввода в эксплуатацию.

— Планируете издать научную литературу о своей работе?
— Порядка 40 статей уже опубликованы. Они находятся в свободном доступе. В начале будущего года выйдет монография, посвященная анализу фоновой ситуации на космодроме Восточный до начала строительства.

— Кто над этими исследованиями работает?
— Наша исследовательская группа достаточно обширна. Это специалисты из Амурской области (почвоведы, геологи, биологи), геохимики из Сибирского отделения РАН. Кроме того, мы периодически привлекаем узких специалистов. Сейчас планируем работы по медико-геологическому обследованию.

— Сравниваете с Байконуром?
— На космодроме законодательство обязывает проводить свой мониторинг, там есть собственная экологическая служба. Мы анализировали их работу, что-то приняли на вооружение.
 
— Опасен ли будет этот объект, когда его достроят?
— В мире не существует ни одного абсолютно безопасного крупного промышленного объекта. Любой завод является источником экологической опасности. К примеру, в отличие от автомобиля, ракетоноситель даже безопасней. Потому что в автомобиле эффект детонации пытаются заглушить добавляя соединения свинца, чтобы двигатель работал намного дольше. В ракетном топливе свинца совсем нет, так как оно работает на пределе — 20 миллионов лошадиных сил. Поэтому там горит обычный керосин с некоторым добавлением компонентов, которые не дают взрываться ракетному топливу.

— То есть это не опасней автомобиля?
— Не опасней благовещенской ТЭЦ или среднего по объему автомобиля. Жить в густонаселенном полном машин городе намного опасней.

— Развейте страхи об использовании гептила в будущих ракетоносителях.
— На гептиле летают тяжелые ракетоносители. Пока таковых у нас запускать не планируется. Будет немного гептила использовано в третьей ступени, но она уже будет отбрасываться над Северным ледовитым океаном. Реальной заправки этой третьей ступени на территории Амурской области производиться не будет.

— А в Амурской области будут падать первая-вторая ступени?
— Если это будут старты грузовых ракетоносителей, то в северной части области (примерно 100 километров от БАМа) будут падать первые ступени. Если «Ангара», то так называемые «боковушки» будут падать на территории юга Якутии. В случае с пассажирскими пусками падение ступеней рассчитано на границе Амурской области и Хабаровского края.

— Как изменится экологическая обстановка в регионе?
— Воздушный океан земли настолько огромен, что пуск одного-двух ракетоносителей в месяц абсолютно никак не повлияет на экологию. К тому же воздушный бассейн очень подвижен. Это то же самое что в мировом океане растворить ложку соли.

Ведущая: Анастасия Музурантова.

Комментарии

Вернуться назад