Как от лица банков обманывают мошенники?
Интервьюер: Анастасия Буга

Как от лица банков обманывают мошенники?

«Не теряйте бдительности и трезво оценивайте происходящее»
27 сентября 2019, 17:23

Личное мнение менеджера направления по коммуникациям и событийным проектам банка:

— Кейс: Человеку звонят, даже называют его по имени-отчеству, представляются сотрудниками Сбербанка, спрашивают: брал ли он недавно кредит, не заходил ли только что в мобильный банк и другие вопросы.

Чего добиваются мошенники? Как правильно вести себя в этой ситуации? Вообще сотрудники сбербанка могут вот так напрямую звонить клиентам?

Мошенники часто выдают себя за сотрудников банка. Например, вам на мобильный телефон звонит незнакомец, который представляется специалистом клиентской поддержки или службы безопасности и просит назвать реквизиты карты, подойти к банкомату и срочно выполнить несколько операций. Причина, с его слов, очень серьезная: сбой в базе данных, угроза мошенничества или что-то подобное. Задача мошенника — напугать вас и не дать времени проанализировать ситуацию, поэтому он будет настаивать, чтобы вы выполнили его требования как можно быстрее.

Действия клиента:

Не теряйте бдительности и трезво оценивайте происходящее. При звонке клиенту сотрудник Сбербанка:

•          всегда обращается по имени-отчеству;

•          никогда не просит конфиденциальные сведения: полные реквизиты карты (номер карты, ПИН- и CVV-код), CVC-пароли банка;

•          никогда не требует совершать операций с картой.

У мошенников есть возможность звонить с номеров, похожих на официальные номера банка, например, таких: +7900, +900. Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере, которую вы не заметите и подумаете, что это банковский номер.

Как мошенник может вас убеждать

 

•          «Мы звоним с официального номера, проверьте на сайте».

•          «В целях конфиденциальности я включаю программу-робот, которая защитит ваши конфиденциальные данные» (вы слышите в трубке лёгкий шелест).

•          Для убедительности он называет ваши персональные данные и просит перевести деньги «на защищённый счет, который закреплён за персональным менеджером — это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги».

Корректные телефоны: 900, 8 800 555-55-50, 8 499 500-55-50

Примеры некорректных телефонов: +7900, +900, 8 800 555-55-51, 8 495 555-55-50

 

Как защитить себя

 

•          Запишите номера банка в адресную книгу своего телефона:

900, 8 800 555-55-50

•          Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.

•          Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам.

•          Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас секретные данные от карты или интернет-банка.

•          Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.

Частые случаи в последнее время: человеку приходит смс о том, что на его банковский счет ошибочно была перечислена некая сумма. Просят вернуть деньги. В данной ситуации что делать человеку? Игнорировать смс?

Вы оставили свое имя и номер телефона на сайте бесплатных объявлений

Вскоре кто-то присылает вам с мобильного телефона СМС, подделанное под банковское сообщение об операции.

Затем с другого номера приходит СМС с просьбой вернуть деньги.

Мошенники исчезают после перевода

Если вы самостоятельно сделали перевод, деньги вернуть не получится.

Как защитить себя

•          Проверьте номер, с которого пришла СМС.

•          Помните: банк присылает СМС только с номеров 900 или 9000.

•          Проверьте баланс своей карты, чтобы убедиться, действительно ли деньги поступили на счет.

 

•          Если заподозрили СМС-мошенничество, сразу обратитесь к своему персональному менеджеру или позвоните в банк на номер 900, или на номер, указанный на обратной стороне карты, либо через мобильное приложение Сбербанк Онлайн.

 

•          Для удобства запишите номера банка в телефонную книгу.