Личное мнение психотерапевта Максима Чекмарева:
— Русская классическая литература - опасна. Об этом сегодня говорят так часто, так вдохновенно, особенно в психологическом и политическом сообществе. Герои страдают и не могут найти своего места среди других, истории трагичны, наполнены насилием и отчаянием. Чему могут научиться школьники, читая эти тексты? Станут ли они активными, верящими в себя, способными строителями будущего лучшего мира? Возможно, стоит искать другие идеалы?
Нельзя возразить на эти тезисы только тем, что классика проверена временем, и что она составляет значительную часть культурного кода. Это слабый аргумент, он просто апеллирует к преемственности поколений и социальной стабильности. Основная проблема заключается в том, что все аргументы против классики в школьной программе предполагают, что литература должна быть дидактичной, учить, говорить о хорошем. К сожалению, это скверная привычка полагать, что хорошо воспитывает поучительное. Поучительное воспитывает послушание, не более того. Но оно мало способствует зрелости и воспитанию совести.
Когда в Древней Греции возник жанр трагедии, он, по мнению Фридриха Ницше, стал отражением противостояния личности и превосходящих сил - общества, судьбы, природы. Герои трагедии обречены на поражение, но их жизнь становится искусством. Мы тоже встречаемся в жизни с трудностями, в ней страдание, смерть и болезнь. Кстати, царевич Сиддхартха, встретившись с ними, не сломал свою жизнь, он посвятил ее преодолению страдания и стал просветленным, Буддой.
Русская классика имеет важную особенность, она сосредоточена на внутреннем мире героя. Ее чтение - это упражнение нашего внутреннего мира в сострадании, эмпатии, нравственном суждении. Второстепенность сюжета делает ее трудной для неподготовленного читателя. Но именно к анализу сюжета относятся основные аргументы против классики. Поэтому проблема не в том, что книги скверные, нам просто нужно научиться читать самим и научить читать наших детей. Читать глубоко, эмпатически, из личной позиции, помогать детям младшего возраста тренироваться на книгах с интересным сюжетом, за событиями видеть чувства, мысли и характеры персонажей. Постепенно усложняются события и характеры, поэтому и в обучении важно дать пространство собственному мнению ученика. Оказывается, классическая литература - для непослушных, она - для независимых мыслителей. Да, собственно, такими и были Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Достоевский, Гончаров и Лесков, Толстой, да и многие другие. Именно поэтому многие из них были не в ладах с властью, озадачивали и озадачивают философов и психологов, ставят больше вопросов, чем ответов. Мы и сегодня эти вопросы разгадываем.
В общем, не опасна наша классика. Опасно не учить детей думать самостоятельно. Конечно, школьная программа пластична, но она всегда была призвана сочетать временное и вечное. Понимать непреходящие ценности и уметь быть актуальным настоящему - задача воспитания, да и чтения, в принципе, тоже.
--
Вход в личный кабинет
Водители нарушают ПДД — травмируются дети
«Ребенок в «автокресле» травмируется непристегнутыми пассажирами или водителем»
Весна без простуд или как укрепить иммунитет
«Делать это никогда не поздно и заниматься этим нужно регулярно»
Как научить ребенка вести себя с незнакомыми
«Взрослые никогда не просят у детей помощи! Это первый признак опасности»
Великий пост 2024
Святослав Шевченко
священник, председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
Нашли ошибку? Ctrl+Enter
Мы ВКонтакте