Почему взрослые люди спихивают своих чад на поруки чужим людям
Интервьюер:

Почему взрослые люди спихивают своих чад на поруки чужим людям

Простым, но очень важным вещам детей учат вне семьи
17 октября 2013, 11:39
Моя четырехлетняя дочь сама прочла первое слово. Оно не было сложным или чрезмерно оригинальным — всего лишь «булка», написанное синей пастой в тонкой ученической тетрадке. 

Вот любит ребенок булки с сахаром, а потому я не стал особо заморачиваться с вариантами. Написал первое, что ей приходит в голову при походе в магазин.

Не скажу, что далось оно легко, но и серьезных сложностей мы не почувствовали. Сначала учили буквы, потом составляли слоги, а дальше пазлы сложились сами собой. Пожалуй, стоит отметить полное отсутствие у нас с женой педагогического образования. Сидели по вечерам, тихо бубнили азбуку, выводили печатные «связки» гласных с согласными. Это может показаться скучным и муторным. Однако если сам участвуешь в процессе и чувствуешь даже крохотный прогресс, то получаешь огромное моральное удовлетворение.

После случившегося наш ребенок удивился, а мы обрадовались. Начался очередной жизненный этап, в который мы вошли вместе. В этом нет ничего нового или передового — система обкатана поколениями. Мы точно так же учились читать в своем детстве. Под настойчивыми требованиями родителей пытались понять, каким образом дважды «М» и «А» образуют самое дорогое и светлое на всем белом свете слово.

Не знаю ни одного человека, который после подобной домашней педагогики остался бы полным неучем. Одни читают медленно, другие бегло, но читают все. Безо всяких студий раннего развития и наемных репетиторов. А ведь им все чаще доверяется воспитание и первичное обучение дошкольников. Чужие люди учат детей простым, но очень важным вещам. Это престижно и модно.

Говорю об этом не просто так. Сейчас привычно обвинять во всех бедах школу, институт, армию, государство. Если послушать современных пап и мам, то в бедах отпрыска виноваты все, включая Госдуму и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Вечно они недоучили, недосмотрели, не привили тягу к знаниям, самодисциплине и даже любовь к родителям. Но ведь если разобраться основательно, то взрослые люди сами спихивают своих чад на поруки чужой тетеньке. Именно она должна вылепить из ребенка человека. Самим напрягаться некогда, да и незачем.

Несомненно, есть знания, которым не научишь в домашних условиях. Например, хореография, художественный вкус или музыка. Все это из разряда «чем раньше, тем лучше». Те же иностранные языки требуют участия педагога-профессионала. Но должен ли он учить элементарным вещам? Таким, как умение читать и считать по палочкам? Первое слово, прочитанное твоим ребенком, по силе эмоций и масштабам родительской гордости не уступает первому шагу, первому слову или первому вылезшему зубу. Говорю это как человек, переживший особые ощущения не единожды. Можно ли отказаться от всего этого? Нужно ли делиться подобной радостью с чужим, пусть и грамотно обученным специалистом?

Нитка, связывающая малыша и маму, не столь прочная, как может показаться. Правда, это становится понятно лишь с годами, когда девчонки и мальчишки уже в грош не ставят мнение собственных родителей. Это уже чужие дети, пусть и собственных родителей. Отсюда недопонимание, треволнения и отсутствие авторитета.

Все идет к тому, что за хорошую плату скоро будут обучать держать ложку и завязывать шнурки, аккуратно складывать пижаму и сморкаться в носовой платок. Семья как общественный институт сама отказывается от проблем и ответственности, попутно жертвуя неповторимыми человеческими радостями. И не будет ничего удивительного в том, что однажды вместо «мама» первым словом наших малышей станет «тетя».