Джон Мостославский – владелец первого в России частного музея, артист оригинального жанра и просто родной дядюшка Джон. Часть первая - Ученик Вольфганга Мессинга
0 0

Джон Мостославский – владелец первого в России частного музея, артист оригинального жанра и просто родной дядюшка Джон.

Часть первая -  Ученик Вольфганга Мессинга




О своих близких родственниках писать всегда непросто и особенно ответственно. Поэтому Юрий Мостославский владеющий пером, всяко не хуже своих коллег, при  удобном случае доверял написать материал о Джоне кому-нибудь из журналистов. Они охотно не возражали. С одной стороны, у коллег неплохо получалось, с другой – они писали лишь о том, что слышали от самого Джона, а он особо не откровенничал. Говорил то, что рядом, что видно, зачастую усиливая свое повествование  придуманными им самим красивыми легендами.

Легенды

Так, например, выступая на концертах или давая очередное интервью для местной или центральной прессе, артист оригинального жанра зачастую пересказывал «сказку» о том, что он потомственный фокусник в нескольких поколениях которому родители бережно передали все секреты мастерства. А именем Джон они нарекли сына, чтобы тот не придумывал себе сценического псевдонима. Джон — куда уж лучше и звонче. А он, в свою очередь передал секреты детям. То, что дети пошли по линии отца – это правда, а вот родители Джона никакого отношения к сцене, и уж тем более к гипнозу, не имели. Мать – Цилия Марковна долгое время проработала библиотекарем в амурском строительном техникуме, была очень начитанной женщиной, но как сама признавалась, что ее образование – это три класса церковно-приходской школы украинского города Умань. Отец – Григорий Моисеевич работал директором в совхозе.

Любил со сцены говорить Джон и о том, что учился гипнозу у самого Вольфганга Мессинга и даже ассистировал ему на концертах. Легенда это или правда проверить не представляется возможным, но Юрий склонен верить своему дяде. Во всяком случае, их пути вполне могли пересечься, ведь в середине 60-х годов прошлого столетия Вольфган Мессинг выступал в Благовещенске в Доме офицеров советской армии. А, зная настойчивость Джона в достижении цели, он вполне мог напроситься к нему в ассистенты или «попробовать на вкус» секреты его мастерства сидя в зрительном зале.



Джон Мостославский учился в благовещенской школе №1, как впрочем, и его старший брат – Михаил и младшая сестренка Лаура. Джон, в отличие от Михаила учился плохо, примерным поведением не страдал, к тому же в 11 лет его с треском выгнали из пионеров. Нет, он не сделал ничего плохого для школьной пионерии, просто когда его класс дружно собирал металлолом для нужд страны, Джон находился в поиске иного металла - своих любимых колокольчиков, которые он уже тогда увлеченно коллекционировал. А где их можно было найти? Да, где угодно: выменять, купить, на чердаке или подкрасться к корове и срезать его с шеи. Откуда у мальчишки была такая страсть? – скорее от матери, которая ему однажды подарила колокольчик со словами: «береги его, и он сбережет тебя от болезней и плохих людей».

Если с учебой и поведением у Джона было на твердую «троечку», то артистизма и желания выступать на сцене, ему было не занимать. Уже в 13 лет харизматического паренька приняли на работу в Амурскую филармонию, петь в хоре. Тогда же он впервые уехал на гастроли по области и заработал свои первые деньги, которые гордо отдал матери. Она одна воспитывала троих детей - денег в семье катастрофически не хватало.

Армия

С горем пополам Джон окончил среднюю школу и поехал служить в армию – на остров Сахалин в разведроте. Разведчика из него не получилось – опоздал из увольнения и был разжалован до конца службы нести почетную вахту в клубе воинской части.

Джону только того и надо было, на радость отцам – командирам он развел бурную самодеятельность и в/ч за номером таким-то стала творчески «греметь» по всему острову и за его пределами. Там же, в армии, Джон почувствовал, что может какой-то неведомой ему силой управлять людьми. Он рассказывал, что однажды стал свидетелем жуткой драки между «дедами» и «салагами», подошел и просто сказал: «хватит». И драка вмиг прекратилась, хотя шансов ее быстро остановить не было даже у офицеров. Потом Джон еще несколько раз за собой замечал нечто подобное, когда его слова если не безотказно, то очень эффективно влияли на людей.

Тогда он решил, что разовьет эту способность и станет гипнотезером. Как Вольф Мессинг из  детства. Имея достаточно свободного времени в благодарность от руководства части, Джон не просто прочел много книг о фокусах и иллюзии, но и повторял их, доводя движения до автоматизма. Тогда, в армии он и определился с будущей профессией.

Вместе с тем, Джон понимал, что если он вернется после окончания службы в Благовещенск, то его мечтам не суждено сбыться. Там семья и ответственность, а ему нужна была полная свобода. По окончанию срока службы он со своим армейским товарищем уехал в Ярославль. Навсегда. Там Джон снял общежитие и устроился в местную областную филармонию. Вскоре он женился и «нарожал» детей.

Заработанных денег и комнатки в общежитии стало катастрофически на жизнь не хватать, тем более на свое увлечение детства – коллекционирование. Впрочем, это было уже не просто увлечение, а настоящая страсть, накрывшая его с головой. Свои сокровища Джон хранил у друзей в квартирах и гаражах, в надежде когда-нибудь показать их людям. Впрочем, к сокровищам Джона вернемся несколько позже.

Преступление и наказание

Теперь главной задачей нашего героя стал квартирный вопрос. Деньги имелись, но что с них толу, если вступить в кооператив не было никакой возможности. Нужно иметь связи, а Джон ими в ту пору еще не обзавелся. Жить в комнатушке общежития с супругой и пацанами становилось все более проблематично. И тогда Джон решился на отчаянный шаг – дать взятку человеку, который был причастен к формированию списка кооперативных счастливчиков. Это было рискованное мероприятие и очень много людей в ту пору на нем погорело. За дачу взятки в особо крупном размере в советское время было предусмотрено от 15 лет до расстрела.

Если бы Джон знал, что за ним следят.., но он не догадывался что милиция к нему все плотнее присматривается, и как к коллекционеру и как человеку, владеющим нечто таким - неординарным. Люди в погонах только и ждали, что где-нибудь и когда-нибудь Джон обязательно проколется. И он прокололся на взятке. Ему грозил реальный и приличный срок за решеткой. Впрочем, был шанс его избежать, если бы Джон добровольно и безвозмездно передал свою коллекцию государству. Но он не согласился. Он был уверен, что его бесценные раритеты отправятся не в музей, а разойдутся по частным и не чистым рукам.

…Суд приговорил Джона Григорьевича Мостославского к семи годам колонии общего режима. Через пять он вышел. Рассказывал, что тюрьма его не озлобила, главное – коллекция была сохранена, а значит, и жизнь не потеряла смысла. Собственно, эта мысль и согревала душу арестанта долгие годы.

Выйдя на свободу, Джон продолжил выступать, неизменно собирая полные залы.





Но работа в филармонии позволяла давать лишь лимитированное количество концертов в месяц, а он мог больше. Много больше. Тогда артист оригинального жанра брал отпуск и уезжал с гастролями в том числе и на Дальний Восток, где мог давать хоть по пять представлений в день. Его всегда и везде ждали, народ охотно шел удивляться - обманываться чудесам на сцене. Непременно Джон приезжал с концертами и в Благовещенск, где жили родные ему люди -  мать, сестра и племянники.

Он хорошо зарабатывал, но продолжал сильно тратиться, скупая при каждом удобном случае у населения антиквар и раритеты, по сути, превращенные временем в непотребный хлам. Очевидно, что у Джона был профессиональный нюх на эти предания старины глубокой, которые можно попытаться восстановить и вернуть к жизни из небытия.

Завистники

Надо отметить, что у успешного артиста были не только поклонники, но и завистники, впрочем, ничего удивительного: там, где деньги и успех – там и недоброжелатели.

Во время его очередных гастролей по одной из социалистических республик, в центральной газете «Труд» вышла изобличительная статья под названием что-то вроде «Джон Мостославский и другие», в которой артисты оригинального жанра были представлены шарлатанами, которые ездят по стране и дурят народ, отбирая у них честно заработанные трудовые деньги. Естественно, главным героем этого пасквиля был Джон Мостославский - посредственный фокусник и не более того. Та статейка пестрила не только разоблачениями, но и настоятельно рекомендовала правительству и партии родной вывести шарлатанов на чистую воду, раз и навсегда освободив общество от людей, лишенных  совести и морали.

Любая негативная публикация в центральной прессе – повод для тщательной проверки и принятия соответствующих решений. На самом высоком - министерском уровне. Джона отозвали с гастролей, отменив все предстоящие концерты. Ему настоятельно было приказано прибыть в Ленинград, где под пристальными взглядами ученых, парапсихологов, экстрасенсов и прочих узких специалистов он должен был продемонстрировать свои способности, если таковые имелись.

Продолжение следует.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа