



Сейчас об Иркутске можно сказать «город контрастов»: все еще много деревянных особнячков и каменных красивых зданий в старой части и множество современных строений за ее пределами.

А.П. Чехов - родным: «Подъезжаем к Иркутску — надо переплывать через Ангару на плашкоте (т. е. пароме)». Вместо переправы в городе несколько мостов. Глазковский мост через Ангару, построенный в 1936 году.
«Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы...».
Театров в городе полтора десятка, в том числе драматический, ТЮЗ, имени Вампилова, кукольный… Раз в два года в Иркутске проходит Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Вампилова.

Памятник Александру Вампилову перед Иркутским академическим драматическим театром.

Музеев два десятка. Областной краеведческий создали в 1782 году, каменное здание для него построили в 1883 году. Чехов, скорее всего, здесь был.

От городского сада с музыкой осталось лишь несколько деревьев – участок застроен. Иркутяне гуляют по набережной Ангары, а на ней несколько десятков скамеек с цитатами разных авторов об Иркутске. На этой скамейке цитата из Чехова: "Иркутск - превосходный..."

Остановился Чехов в гостинице «Амурское подворье». Двухэтажное здание сохранилось, но в таком вот плачевном состоянии. Частная собственность.

«В Сибирском банке мне выдали деньги тотчас же, приняли любезно…». В здании Сибирского банка теперь художественный музей.

«Заказал на завтра гречневую кашу». Я тоже позавтракала гречневой кашей: с медом и грецкими орехами. Общепит в Иркутске на высоте: заведений множество, на любой вкус и кошелек – столовые, хинкальные, позные, разный фаст-фуд. Есть ресторан «Проект авторской кухни».

В старом городе есть улица Чехова.
В Иркутске Чехов прожил с 5 по 11 июня, а затем отправился на станцию Лиственичная, на берегу Байкала. Сейчас до нее час езды, а Чехов добирался с ночевкой. «Ехали по берегу [Ангары], доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называется морем. Зеркало. .. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта».
До Ялты я еще не добралась и не знаю, как она выглядит, но сегодняшняя Лиственичная разочаровала. Три метра гальки, подпорная стенка, на ней узкая дорога, вдоль дороги небольшой рынок, магазинчики, кафе типа забегаловка и… огромные котлы с пловом! Едой на улице торгуют выходцы из Средней Азии. Шумно, пыльно, тесно, неуютно, не благоустроено.

Байкал великолепен.
«Горы, леса, зеркальность Байкала — всё отравляется мыслью, что нам придется сидеть здесь до пятницы. Что мы будем здесь делать?» - Чехову предстояло три дня ждать парохода.
Что делают те, кто приезжает в Листвянку сегодня? Катаются на катерах (500 р. полчаса), жарят шашлыки, пьют, просто сидят на берегу и смотрят на «священное море»...
Чехов переплыл Байкал на случайном пароходике. «Погода была тихая, солнечная. Вода на Байкале бирюзовая, прозрачнее, чем в Черном море. Говорят, что на глубоких местах дно за версту видно; да и сам я видел такие глубины со скалами и горами, утонувшими в бирюзе, что мороз драл по коже. Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду... В Клюеве [на другом берегу Байкала] сторож взялся довезти наш багаж до станции; он ехал, а мы шли позади телеги пешком по живописнейшему берегу. Скотина Левитан, что не поехал со мной»…
Кстати, иркутяне называют свой город Серединой земли.