Споры с маркетплейсами.
0 0

28.03.23г. я написал материал на тему курьезного случая моей покупки на крупном маркетплейсе (https://portamur.ru/blogs/zlochevsky/10044.html). История эта в целом хорошо закончилась для меня (я получил компенсацию за свои «нравственные переживания»), но оказывается эта проблема весьма серьезная, поэтому решил написать новый материал по итогам изучения судебной практики по этому вопросу.

Сразу необходимо обозначить важный момент – разницу между онлайн-магазином и маркетплейсом. Первый — сайт одной фирмы, через который она продает только свои товары. Второй — обычный посредник между различными продавцами и покупателями, т.е. маркетплейс — цифровой аналог рынка. Если есть возможность выбора, то лучше приобретать товар на сайте самой фирмы (без посредника). Это позволит минимизировать спорные моменты. Но возникает иной момент – насколько ответственна сама фирма продавец. Если эта фирма есть на известном маркетплейсе, то вероятность надлежащей работы достаточно высокая. А если есть только сайт фирмы, то ситуация значительно хуже и риск выше.  Надо помнить также и о поддельных сайтах двойниках.  
Теперь напомню коротко суть моей проблемы. Я пытался купить через известный маркетплейс себе ноутбук. Купил его со скидкой на сайте, поехал получать и при получении оказалось, что его параметры были вдвое ниже, чем они публиковались на сайте. Продавцы начали показывать пальцем на маркетплейс, а он в свою очередь на них. Пришлось обратиться в суд и суд вынес решение по которому мне выплатили компенсацию нравственных страданий. Моя история закончилась, но проблема существует.
Сошлюсь на материалы Право.ру по  этой теме. В общем смысле маркетплейс не является продавцом, претензии свои надо направлять продавцу, но маркетплейс будет участником судебного процесса, если вы все-таки будете обращаться в суд. Если же на сайте маркетплейса нет информации о продавце, продавцом будет считаться маркетплейс, но такие случаи крайне редки. Уже в ходе процесса сторонами будут представляться доказательства и, если маркетплейс подтвердит перечисление средств за покупку фактическому продавцу, то продавец и будет нести ответственность.  

Важный момент таков – за задержку с возвратом денег за товар надлежащего качества не будет взыскана неустойка в 1% в день. Таким образом, если вы получили товар надлежащего качества, но по каким-то параметрам он вам не подошел и вы его вернули, то на такую неустойку не рассчитывайте.

Если продавец отказался от получения претензии, его могут наказать на неустойку и штраф, даже если покупатель не вернул товар. Но эти обстоятельства надо фиксировать надлежащим образом. Поэтому, если это происходит, включите  диктофон или видео и записывайте происходящее. Это будет доказательством для суда. При этом необходимо зафиксировать дату происходящего и место.

Часто возникают вопросы по акциям, вроде она есть, но при реальном приобретении товара продавцы начинают говорить о «недавнем» прекращении акции. Возможны ситуации и как у меня, когда фактические параметры товара не соответствовали реальности. Или если скидка на сайте появилась «по ошибке». Как правило, купить товар по акционной цене уже не получится. Проблема в том, что доказательства этому потребители обычно не собирают. В идеале должно быть так – перед покупкой товара вы включаете смартфон на видеозапись и производите ее вплоть до момента оплаты товара. Вот такая запись будет хорошим доказательством. Но большинство потребителей так не делает. Поэтому, если вы собрались покупать дорогостоящий товар по акции (да и вообще в целом любой такой товар) советую вам фиксировать на видео всю операцию приобретения. Иначе потом продавцы будут также как и в моем случае «посылать» вас подальше, а вы не сможете убедить суд, что было именно так как вы говорите, ведь ошибку или скидку на сайте сразу «подчистят».  

Резюме:

Таковы основные моменты, которые хочется посоветовать вам при покупках на маркетплейсах. Старайтесь пользоваться проверенными сайтами, ведь громадное количество поддельных регистрируется ежедневно. Один «иной» значок в адресе сайте переведет ваши средства в пользу мошенников. Если вы пользуетесь надежными сайтами, то делайте это так, как я вам написал выше. Но лучше всего оплачивать покупку в реальном магазине «ножками» после бронирования товара на сайте. Так вы сможете реально «потрогать и пощупать» товар до оплаты, ведь картинка на сайте весьма часто не соответствует факту. Особенно это касается одежды и обуви. Если вы заказали доставку домой, то проверяйте вложение при получении. Бывают случаи получения пустышек, но доказать это почти невозможно, если вы не открыли посылку при курьере в момент получения. Моему клиенту вместо охотничьего тепловизорного прицела стоимостью около 140 000 рублей вложили детскую игрушку и, к сожалению, мы не смогли убедить суд, что было именно так.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа