Турбулентность.
0 0

Сегодня я решил написать материал на эту тему. Давно планировал, но вот собрался только сейчас. Чего – то сегодня захотелось.

Итак, турбулентность это возмущения воздушных потоков. Если попроще, то можно представить себе лодку плывущую по реке. Так, вот река это воздушные потоки и чтобы подчалить лодкой к определенному месту чаще всего надо учитывать  движения воды в реке. Чем быстрее течет вода, тем сильнее нужно корректировать направление движения, чтобы попасть в нужное место.
Та же самая история и в воздухе. Воздух тоже движется с определенной скоростью и направлением. Например, все амурчане знают, что полет в Москву, как правило, дольше минут на 30 а то и час, чем обратно. Это происходит из-за того, что обычно воздух движется с запада на восток и скорость воздуха обычно 70-100 км в час. Расстояние до Москвы примерно 5500 км, соответственно туда мы будем лететь дольше, а обратно быстрее, т.к. в хвост самолета будет поддувать дополнительно 70-100 км в час, а значит самолет летит относительно земли или быстрее или медленнее на эту составляющую. Такой ветер обычное явление, хотя он бывает сильнее по силе. Будучи штурманом самолета Ту-154 мне однажды «попался» попутный ветер 550 км в час. В итоге большой участок по прямой от Братска до Тахтамыгды мы летели со скоростью 1450 км в час.
Хорошо, если ветер дует «в зад», плохо если в «нос», но еще хуже, если сильный попеременный ветер дует в бок. Тогда самолет под управлением автопилота вынужден постоянно корректировать свое направление, поскольку ветер «сдувает» его с «правильного» направления. В эти моменты и появляется турбулентность (болтанка), самолет вынужден постоянно подворачиваться на ветер. Если скорость бокового ветра до 100 км в час это не особо заметно, но вот начиная с этой скорости и больше влияние становится ощутимым. Для сведения: вообще на земле скорость ветра в 100 км в час признают ураганом (это примерно 27 метров  в секунду). Летчики называют скорость ветра более 100 км в час «струей».  Такое название дано в связи с тем, что обычно сильный ветер движется в весьма небольшом слое воздуха по высоте и ширине, имеет как бы вид струи воды из шланга выпущенной в тазике с водой. Такой силы ветер на земле встречается весьма редко. Например, в Благовещенске помню как был ветер 25 метров, я был дома и мне пришлось удерживать окно, чтобы его не выдавило силой ветра (оно ходило «ходуном»). Такой ветер часто бывает перед грозовой тучей и длится он обычно недолго (несколько минут). Вот и я подержал окно и через несколько минут ветер стих, начался дождь. Так вот,  для самолетов ветер до 100 км в час нормальный, а вот больше уже необходимо учитывать его, если он в «нос» или особенно «поперек» самолета.    
Будучи курсантом я изучал метеоподготовку и помню как на одной из лекций преподаватель  рассказывал нам, что в районе Японии и Марианской впадины (Тихий океан) весьма часто случаются очень сильные «струи». По его рассказу я запомнил, что фиксировались случаи силы перемещения воздуха со скоростью до 1200 км в час! Представляете, вы летите на большом реактивном лайнере с крейсерской скоростью 850 км в час (это стандартная скорость большинства лайнеров сейчас), а фактически самолет летит обратно со скоростью 350 км (1200 – 850). Признаться, я тогда не поверил такому рассказу, но вот в своей жизни столкнулся однажды с таким явлением, поэтому и решил написать этот пост.
В этот момент я уже не был летчиком, а летел обычным пассажиром из Токио в Шанхай. Перелет занимал около 5 часов насколько я помню и болтанка продолжалась больше часа. Будучи летчиком я никогда не ощущал такой силы болтанку и такой продолжительности. Небо было абсолютно чистое, видно было кораблики в море внизу. Это явление называется турбулентностью ясного неба (ТЯН). Бывает еще турбулентность в районе грозовых облаков, но она видимая и поэтому понятная, а тут абсолютно чистое небо, полет нормальный и через секунду начинается болтанка. Примечательно, что бортпроводники сразу же упали на пол и держались за ножки кресел. Самолет «мотыляло» слева – направо, периодически подбрасывало. Мне показалось, что автопилот летчики не отключали, поскольку самолет самостоятельно пытался подворачивать на нужное направление после каждой «ямки». А их количество было как при поездке на обычной легковушке по «скале» (когда вместо нормальной дороги уложен скальный грунт)  со скоростью 100 км/ч. Хорошо, что я был пристегнут и первые «кочки» не подбросили меня. Некоторых соседей такая проблема коснулась, но большинство было пристегнуто (как я понимаю, для них это уже «обычная» поездка, поэтому просто все знают, что лучше пристегнуться).  
Вот в таком режиме мы «поколбасились» больше часа. Очень неприятная ситуация с точки зрения пассажира, поскольку многие из них не знают, что самолеты в целом рассчитаны на подобные явления и сами по себе от такого явления не «завалятся». Хотя, справедливости ради, скажу, что были зафиксированы случаи катастроф от таких явлений. Предположу, что они были зафиксированы из-за того, что летчики не были пристегнуты и не были готовы к возникновению ТЯН, поскольку его не видно глазом. Я при попадании в него самолет может подбросить внезапно на несколько сот метров за несколько секунд, соответственно не пристегнутый пилот просто может удариться головой о приборы, потерять сознание, выключить какие – то приборы частями своего тела и т.д. Относительно недавно подобный случай был зарегистрирован при перелете российского самолета по-моему из Магадана в Москву. Не пристегнутые  пассажиры  получили травмы, поскольку самолет резко подбросило и их раскидало по салону. Поэтому совет – старайтесь весь полет быть пристегнутыми.
Вот такая история случилась со мной. Подтвердилась информация преподавателя. Ощутил очень сильную ТЯН на «своей шкуре». Ветер был очевидно поперечный, поэтому и «мотыляло» самолет в основном слева-направо. Пристегивайтесь в полете! Натяжение ремня можно приотпустить после взлета, но совсем расстегивать нежелательно.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа