Сегодня я решил написать материал на эту тему. Давно планировал, но вот собрался только сейчас. Чего – то сегодня захотелось.
Итак, турбулентность это возмущения воздушных потоков. Если попроще, то можно представить себе лодку плывущую по реке. Так, вот река это воздушные потоки и чтобы подчалить лодкой к определенному месту чаще всего надо учитывать движения воды в реке. Чем быстрее течет вода, тем сильнее нужно корректировать направление движения, чтобы попасть в нужное место.
Та же самая история и в воздухе. Воздух тоже движется с определенной скоростью и направлением. Например, все амурчане знают, что полет в Москву, как правило, дольше минут на 30 а то и час, чем обратно. Это происходит из-за того, что обычно воздух движется с запада на восток и скорость воздуха обычно 70-100 км в час. Расстояние до Москвы примерно 5500 км, соответственно туда мы будем лететь дольше, а обратно быстрее, т.к. в хвост самолета будет поддувать дополнительно 70-100 км в час, а значит самолет летит относительно земли или быстрее или медленнее на эту составляющую. Такой ветер обычное явление, хотя он бывает сильнее по силе. Будучи штурманом самолета Ту-154 мне однажды «попался» попутный ветер 550 км в час. В итоге большой участок по прямой от Братска до Тахтамыгды мы летели со скоростью 1450 км в час.
Хорошо, если ветер дует «в зад», плохо если в «нос», но еще хуже, если сильный попеременный ветер дует в бок. Тогда самолет под управлением автопилота вынужден постоянно корректировать свое направление, поскольку ветер «сдувает» его с «правильного» направления. В эти моменты и появляется турбулентность (болтанка), самолет вынужден постоянно подворачиваться на ветер. Если скорость бокового ветра до 100 км в час это не особо заметно, но вот начиная с этой скорости и больше влияние становится ощутимым. Для сведения: вообще на земле скорость ветра в 100 км в час признают ураганом (это примерно 27 метров в секунду). Летчики называют скорость ветра более 100 км в час «струей». Такое название дано в связи с тем, что обычно сильный ветер движется в весьма небольшом слое воздуха по высоте и ширине, имеет как бы вид струи воды из шланга выпущенной в тазике с водой. Такой силы ветер на земле встречается весьма редко. Например, в Благовещенске помню как был ветер 25 метров, я был дома и мне пришлось удерживать окно, чтобы его не выдавило силой ветра (оно ходило «ходуном»). Такой ветер часто бывает перед грозовой тучей и длится он обычно недолго (несколько минут). Вот и я подержал окно и через несколько минут ветер стих, начался дождь. Так вот, для самолетов ветер до 100 км в час нормальный, а вот больше уже необходимо учитывать его, если он в «нос» или особенно «поперек» самолета.
Будучи курсантом я изучал метеоподготовку и помню как на одной из лекций преподаватель рассказывал нам, что в районе Японии и Марианской впадины (Тихий океан) весьма часто случаются очень сильные «струи». По его рассказу я запомнил, что фиксировались случаи силы перемещения воздуха со скоростью до 1200 км в час! Представляете, вы летите на большом реактивном лайнере с крейсерской скоростью 850 км в час (это стандартная скорость большинства лайнеров сейчас), а фактически самолет летит обратно со скоростью 350 км (1200 – 850). Признаться, я тогда не поверил такому рассказу, но вот в своей жизни столкнулся однажды с таким явлением, поэтому и решил написать этот пост.
В этот момент я уже не был летчиком, а летел обычным пассажиром из Токио в Шанхай. Перелет занимал около 5 часов насколько я помню и болтанка продолжалась больше часа. Будучи летчиком я никогда не ощущал такой силы болтанку и такой продолжительности. Небо было абсолютно чистое, видно было кораблики в море внизу. Это явление называется турбулентностью ясного неба (ТЯН). Бывает еще турбулентность в районе грозовых облаков, но она видимая и поэтому понятная, а тут абсолютно чистое небо, полет нормальный и через секунду начинается болтанка. Примечательно, что бортпроводники сразу же упали на пол и держались за ножки кресел. Самолет «мотыляло» слева – направо, периодически подбрасывало. Мне показалось, что автопилот летчики не отключали, поскольку самолет самостоятельно пытался подворачивать на нужное направление после каждой «ямки». А их количество было как при поездке на обычной легковушке по «скале» (когда вместо нормальной дороги уложен скальный грунт) со скоростью 100 км/ч. Хорошо, что я был пристегнут и первые «кочки» не подбросили меня. Некоторых соседей такая проблема коснулась, но большинство было пристегнуто (как я понимаю, для них это уже «обычная» поездка, поэтому просто все знают, что лучше пристегнуться).
Вот в таком режиме мы «поколбасились» больше часа. Очень неприятная ситуация с точки зрения пассажира, поскольку многие из них не знают, что самолеты в целом рассчитаны на подобные явления и сами по себе от такого явления не «завалятся». Хотя, справедливости ради, скажу, что были зафиксированы случаи катастроф от таких явлений. Предположу, что они были зафиксированы из-за того, что летчики не были пристегнуты и не были готовы к возникновению ТЯН, поскольку его не видно глазом. Я при попадании в него самолет может подбросить внезапно на несколько сот метров за несколько секунд, соответственно не пристегнутый пилот просто может удариться головой о приборы, потерять сознание, выключить какие – то приборы частями своего тела и т.д. Относительно недавно подобный случай был зарегистрирован при перелете российского самолета по-моему из Магадана в Москву. Не пристегнутые пассажиры получили травмы, поскольку самолет резко подбросило и их раскидало по салону. Поэтому совет – старайтесь весь полет быть пристегнутыми.
Вот такая история случилась со мной. Подтвердилась информация преподавателя. Ощутил очень сильную ТЯН на «своей шкуре». Ветер был очевидно поперечный, поэтому и «мотыляло» самолет в основном слева-направо. Пристегивайтесь в полете! Натяжение ремня можно приотпустить после взлета, но совсем расстегивать нежелательно.
Турбулентность.
07.01.202401:0807.01.2024 01:08:00
Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:
|
|
Блоги
19.10.2023 13:22:
NyBeruSUdit
11.06.2023 17:31:
Валентина Кобзарь
15.04.2023 16:52:
Динара
16.01.2023 21:50:
Наталья Некоз
29.11.2022 09:05:
Наталья Некоз
08.11.2022 09:18:
Наталья Некоз
07.11.2022 13:51:
Наталья Некоз
06.11.2022 13:07:
Наталья Некоз
Кино и сцена
ТВ программа
Вход в личный кабинет
Водители нарушают ПДД — травмируются дети
«Ребенок в «автокресле» травмируется непристегнутыми пассажирами или водителем»
Весна без простуд или как укрепить иммунитет
«Делать это никогда не поздно и заниматься этим нужно регулярно»
Как научить ребенка вести себя с незнакомыми
«Взрослые никогда не просят у детей помощи! Это первый признак опасности»
Как начать регулярные тренировки с Нового года
«Не стоит ждать определенной даты, необходимо действовать»
Взгляд на проблему пешеходов и водителей
С начала 2023 года пешеходы нарушили правила
перехода проезжей части более 1200 раз
Важно показать ребенку, что время за монитором можно проводить с пользой!
Для этого существуют IT-курсы
Вакцинация — лучший способ профилактики инфекционных заболеваний
«Прививка значительно снижает риск осложнений»
Люди погрязнут в отходах, если не придут к осознанному потреблению
«Пока вопросами экологии обеспокоен всего 1% населения»
Перевозка ребенка без автокресла может закончиться трагедией
С начала года в Благовещенске случилось 20 ДТП с участием юных пассажиров
Почему, кому и как нужно измерять артериальное давление
«Помочь избежать инсульта или инфаркта могут профосмотры и диспансеризация»
ВИДЕО ЛИДЕР
Нашли ошибку? Ctrl+Enter