По важному делу к Василию Пескову – мэтру советской журналистики и ведущему телепрограммы «В мире животных»
0 0

По важному делу к Василию Пескову – мэтру советской журналистики и ведущему телепрограммы «В мире животных»

Ко всем проводимым конкурсам и прочим номинациям любого уровня Юрий Мостославский и по сей день относится, мягко выражаясь, прохладно. Нет, он иногда участвовал и как правило побеждал, но без особой радости. И дело даже не в том, что жюри могло пройти мимо его «бесценных» творений, а попросту суета за право называться «лучшим», вторым, пятым или десятым больше смахивает на спорт. Журналистика же – материя более тонкая и толкаясь локтями можно легко ее поранить. Она основана исключительно на личном восприятии, и именно личное мнение является единственным и неповторимым о чем бы то ни было. А уж если оно единственное, то и не может быть более никаких мест, ни спереди тебя, ни сзади.

Оттого-то и предложение поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Заповедное эхо - 1999», проводимого Всемирным фондом охраны дикой природы при непосредственном участии «Комсомольской правды» и председательством мэтра советской журналистики Василия Пескова, он воспринял без должного энтузиазма.





Скажем так: с добровольно-принудительной подачи редактора газеты Венадия Токарева. Тот был  непреклонен: будешь участвовать и точка. Это был не редакторский каприз,  выставлять «на показ» Юрию было что, и руководитель «Амурки» ситуацию интуитивно  просчитывал. Буквально накануне тот вернулся из  Хинганского заповедника, где на «птичьем языке» пообщался журавлями и аистами. Впрочем, и без заповедника у него за год накопилась масса симпатичных публикаций о родной фауне. Мостославскому нравилось писать о животных, из-под его пера они выходили очень «человечными», наделенными разумом, и даже чувством юмора. Он видел их такими, в то время, как другим журналистам это таинство не открывалось. Или просто не интересовало.

Дело оставалось за малым - отправить в Москву газеты с опубликованными материалами и оригиналы фотографий. Впрочем, не все так просто, как кажется. Надо понимать, что это был 1999 год и «Амурская правда» переживала не самые лучшие времена. Точнее – одни из худших. Тиражи обвалились до исторического минимума, бывшего редактора, возглавлявшего газету добрый десяток лет, коллектив списал в «архив», денег толком не было ни на зарплату сотрудникам, ни на бумагу для печати. Газета со скрипом все же выходила, но в таком «коматозном» состоянии, что брать ее в руки порой было просто неприятно. Похоже, печаталась она вовсе не газетной бумаге, а какой-то оберточной или упаковочной для колбасы или масла на развес.

И, вот как раз на такой – «маслоразвесочной» был опубликован один из материалов Юрия, который в числе других просился на конкурс. Отсылать это позорище в Москву было себя не уважать. И вот здесь нужно отдать должное новому редактору – он договорился с типографией, чтобы тот номер газеты (несколько экземпляров) еще раз отпечатали на качественной бумаге. Такого в истории «Амурки» еще не было!  

В общем, пакет с материалами улетел в Первопрестольную, итоги конкурса организаторы должны были подвести месяца через два. Юрий, как не хотел в нем участвовать, так на следующий день забыл об этом творческом состязании, в котором принимали участие не только журналисты, но экологи с именами, а главное - сотрудники заповедников, знающие о дикой природе всяко больше, чем он. Проигрывать Юрий не любил, но здесь ему ловить вообще было нечего. В общем, дурак, что согласился.

…В тот памятный вечер любитель дикой природы и противник творческих конкурсов задержался на работе позже обычного, выполнял один заказ, а проще говоря - калымил. В ту пору без подработки выжить было крайне сложно, вот и приходилось бегать по садикам да школам, предлагая сделать групповые фотографии «на память». Фотобумаги и реактивов в редакции был чрезмерный стратегический запас, да и руководство газеты на разбазаривание казенного имущества в личных целях, что называется, закрывало глаза. И вот, часиков так в 11 вечера в лаборатории, залитой «интимным» красным светом, раздался телефонный звонок. «Наверное, супруга уже волнуется», - подумал он, а кому еще в это время звонить на редакционный номер. Юрий нехотя потянулся к трубке, но на том конце провода голос был хоть и женский, но незнакомый.



«Здравствуйте, а Юрия Михайловича, услышать можно? Москва беспокоит. …Поздравляю, вы стали лауреатом всероссийского конкурса «Заповедное эхо», - сказала дама и обозначила дату, когда необходимо приехать в столицу нашей Родины на церемонию вручения премии. Эта новость прозвучала, как гром среди ясного неба. «А, лауреат, извините, какой степени», - слегка подрастерявшись и едва сдерживая накатившее волнение, задал он вопрос даме. Та ответила, что это секрет «фирмы», мол, так не интересно, вот приедете и все узнаете. Такой ответ Юрия не устраивал, ему совершенно были не нужны лишние переживания и ожидания. Он в шутку сказал девушке, что если она прямо сейчас не «расколется», то «обидится» и вообще никуда не поедет. Из вредности. У дамы с чувством юмора, похоже, были небольшие проблемы, она восприняла шутку за «угрозу» и ей ни чего не оставалось, как сообщить, что автор серии статей за подписью «Юрий Мостославский» в конкурсе одержал чистую победу.

На следующее утро он сообщил эту новость редактору. У того потекли слезы по щекам – «Амурская правда» так красиво еще не выигрывала, тем более - на всероссийском уровне.

Юрий назвал дату, когда нужно быть в Москве, но предложил Токареву туда не ехать, потому как это удовольствие слишком дорогое, 50 тысяч только самолет, премия «копеечная», а редакция и так еле-еле сводит концы с концами. «Пришлют и диплом и «смешную» денежку в конверте», - предложил он. «О чем ты говоришь, ехать и обязательно, все оплатим», - ответил редактор, смахивая очередную набежавшую слезу.

Как обещали организаторы конкурса, лауреатов и не совсем победителей конкурса ждала встреча с самим Василием Михайловичем Песковым. Его материалы, публикуемые в Комсомольской правде под рубрикой «Окно в природу» были просто великолепны и читаемы на одном дыхании, причем, в первую газетную очередь.



Этот человек с фотокамерой в руках объездил весь мир, долгое время вел передачу «В мире животных», а позже и по очереди с легендарным Николем Дроздовым. Он лауреат Ленинской премии и автор нескольких книг. Он…
И этот человек должен был вскоре пожать победителю руку…

Об одном из самых памятных мгновений в жизни нашего героя – в следующем материале. Скоро.

Видео
Путь (http://):
Картинка (http://):
Ширина:
Высота:


Блоги

Кино и сцена
ТВ программа