Эта проблема обсуждалась с 1993 года, но до сих пор для центра не находили ни денег, ни помещения. Общественная организация «Источник» обращалась ко всем губернаторам, писала письма в прокуратуру — реакции не было никакой. В 2003 году, когда к власти только-только пришел Леонид Коротков, для центра нашли даже землю — в районе лагеря имени Павлика Морозова было 4 свободных корпуса. Все, казалось бы, было готово, но с решением затянули, а потом ненужные корпуса снесли.
— Сейчас в бюджете области тоже нет денег на строительство реабилитационного центра, — говорит руководитель «Источника» Алексей Юшков. — Единственный выход — создать его на базе готового здания. Сейчас свободное помещение есть в Свободном, там стоят корпуса бывшей железнодорожной больницы. Мэр Свободного поддерживает эту идею. Конечно, хотелось бы построить реабилитационный центр в столице Приамурья, но в Благовещенске пока нет свободного помещения.
Все необходимые документы сейчас оформляются. Скорее всего, реабилитационное учреждение будет строиться на деньги из федерального бюджета. Через два месяца начнется формирование бюджетного проекта на 2010 год, до этого времени областное правительство определится с местом для учреждения.
До сих пор в Амурской области не было единого реабилитационного центра для инвалидов. В Российской Федерации действует 305 подобных учреждений, то есть в среднем по три на регион. Но у нас в области нет ни одного.
— Мелкие центры — это кустарщина, самодеятельность, — говорит Алексей Юшков. — Реабилитация должна проходить комплексно, этот процесс нельзя прерывать. Я уже не говорю о том, что на то, чтобы свозить ребенка в другую область, где есть подобный центр, родители тратят кучу денег. Перелет, к тому же, сводит на нет все усилия врачей и психологов — это сильный стресс и встряска для организма.
Реабилитационный центр, по задумке руководителя «Источника», будет работать как дневной стационар и принимать детей из других районов области на круглосуточное проживание. Для детей разработаны специальные методики психологической и физической реабилитации, а родителей, которые могут проживать в центре вместе с детьми, будут обучать этим же методикам, чтобы дети-инвалиды могли продолжить занятия дома.