Пережившие потоп свободненцы кладут новые печки и воюют с крысами

Особым спросом сейчас пользуется труд печников (фото)
16 сентября 2013, 11:38
1992
С каждым днем становится все холоднее. Скоро в наши края придут морозы. Как сегодня готовятся встретить зиму жители Суражевки и других окраин Свободного, пережившие наводнение? Журналисты «Зейских огней» прошли по улицам, где еще недавно текла река. 

Людмила Севрюк этим летом убегала от наводнения дважды.


— Сначала вода пришла в наш дом на переулок Ореховый, — рассказывает Людмила Францевна. — Мы с мужем перебрались к сыну в Чапаевку. Но чуть позже наводнение и там нас застало. Сейчас живем в общежитии железнодорожного техникума. Дом наш признан непригодным для проживания, он засыпной, 1968 года постройки. Его теперь не просушишь, не отремонтируешь. Мы сейчас разбираем вещи, что можно спасти — в одну сторону складываем, что испорчено окончательно — выбрасываем. Нам бы переехать в небольшую квартиру, на земле уже не хотим жить.

А житель Суражевки Игорь Шулубин и его близкие не представляют себе жизнь на этажах. В их доме на улице Екимова прописано пять человек. Наводнение пережидали на чердаке.


— Я на путине был, рыбу обрабатывал, когда мне сообщили, что Суражевка тонет, — рассказывает Игорь. — Пришлось оставить все и ехать домой. По двору можно было на лодке плавать, в доме вода, печка развалилась. Дом наш хоть и рубленый, но комиссия решила, что жить в нем дальше нельзя. Хотелось, чтобы построили нам новый дом в незатопляемом месте. Но когда этого дождемся, хоть и обещают власти быстровозводимое жилье, но, видимо, зимовать придется все же в старом доме. Мы с родственниками разобрали печку, пригласили соседа-печника. Все восстановительные работы от печки начинаются, ведь нельзя жить без тепла в сырости, да и заморозки вот-вот начнутся.

Печник Павел Воротняк говорит, что без работы никогда не сидел, а в последнее время заказов особенно много.


— Я каменщик по специальности, но в печном деле — самоучка. Тут свои хитрости. Каждый печник имеет свои секреты, и изделия разных мастеров можно отличить по «почерку». Первую печь я сложил 27 лет назад в своем доме. Мою усадьбу во время нынешнего наводнения начало подтапливать в числе первых. И хотя вода в дом вошла, печь моя выстояла. Потому что на надежном фундаменте была выложена. Сейчас я ее подремонтировал немного, и дальше она послужит. А у многих в нашей округе печи на деревянных чурках стоят. Вот их и повело.

Сосед попросил печь с духовкой сделать — пожалуйста. Всего за свою жизнь я их сложил более 80 всяких разных — и 3-х, и 5-ти и 7-оборотных. В Благовещенске работал, Свободном и в Тыгде. Дело это ответственное, ведь неточность и небрежность могут привести к пожару. А нужно, чтобы человек протопил и спокойно спал, радовался теплу. И меня добрым словом поминал.

Хороших мастеров в Суражевке я знаю 3-4 человека. В ПТУ учат молодых ребят этой специальности, но опытных специалистов сейчас мало.

Раиса Романовна и Леонид Петрович Леоненко живут неподалеку все на той же улице Екимова. Их затопленную усадьбу, как и многие на этой улице, журналисты за время наводнения посещали не раз. В августе Леонид Петрович демонстрировал нам свой водомерный пост, установленный в огороде, по которому он перемещался на лодке, именно он пригласил губернатора и мэра Свободного посетить затопленный хутор во время визита главы Приамурья в наш город. 


Теперь о былых бедах на усадьбе Леоненко почти ничего не напоминает. Хозяин настелил свежие доски во дворе, хозяйка сама отремонтировала и побелила треснувшую печь. Супруги поддерживают друг друга, вместе с юмором ликвидируют последствия потопа.


— Огород мы убрали под метелку — весь мусор, ботву я вынес и сжег, — с гордостью показывает усадьбу хозяин.

В погребе оказались под водой запасы на зиму. Сейчас банки выставлены во дворе для мытья и просушки. Леонид Петрович разобрал сайдинг по периметру дома для просушки утеплителя. Купил еще один рулон минваты — плинтусы в доме заделывать.

Раиса Романовна сама при помощи распылителя дезинфицировала усадьбу. Специалисты санэпидемстанции разложили в сараях яд от грызунов. Это дает результат — крысы дохнут. В доме постепенно вещи занимают свои привычные места.


— Это дом моих родителей, — говорит Раиса Романовна, — он многое пережил, но, надеемся, нам еще послужит. Переезжать куда-то мы не хотим. Думаем, подобных наводнений теперь долго не будет.

Фото Владимира Межова, газета «Зейские огни».

Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа