Амурская область, 12 июня, ИА «Порт Амур». По словам профессора школы востоковедения Алексея Маслова, Дальний Восток теперь одинаково непривлекателен как для россиян из Европейской части страны, так и для китайцев. Но это не снижает опасности экономической экспансии Китая в регион.
Дальний Восток пока наш, но китайская угроза вполне реальна. Выделение бесплатного гектара земли заселению региона не поможет - необходимы другие меры. О них рассказал Aif.ru Алексей Маслов, профессор Школы востоковедения Высшей школы экономики.
Стимулов для переезда российского населения на Дальний Восток как не было, так и нет. “Бесплатным гектаром” туда мало кого заманишь - сельским хозяйством у нас готовы заниматься немногие, а те, кто готов, ищут землю где-нибудь в Южном федеральном округе. “Бесплатный гектар” может, конечно, удержать от переезда в европейскую часть России местных жителей - но и там живут главным образом горожане.
Единственное, что может привлечь на Дальний Восток людей или хотя бы серьёзно снизить отток в европейскую Россию - индустриализация региона. Но не только - ещё и создание необходимой для работы предприятий и жизни людей инфраструктуры, создание новых и обновление существующих учебных заведений. Создание крупных технопарков, когда технологии требуют не большого количества людей, а большого количества специалистов. «Сколково» нужно было делать на Дальнем Востоке, а не под Москвой.
То есть нужно создание условий для жизни и работы, таких, чтобы туда потянулись образованные и молодые люди. Дальний Восток был привлекательным для молодёжи в XIX веке и какой-то российский опыт по привлечению населения можно вспомнить и использовать. Но не тот, что связан с аграрным сектором.
В перспективе для освоения Дальнего Востока может заработать идея ТОРов - “территорий опережающего развития”. ТОРы создаются на 70 лет под крупных инвесторов, заключивших с правительством соглашения о виде деятельности, объеме инвестиций и количестве рабочих мест. Сейчас их 9 в Дальневосточном округе, но существуют они недолго и потому ждать от них чего-то рано. И проекты там пока микроскопические.
Но у ТОРов есть потенциал. Там есть и хорошие ограничения для иностранных инвесторов - на предприятии не могут работать больше 30% иностранных граждан. То есть китайцы не могут просто перенести в ТОР собственную фабрику вместе с рабочими. Действуют и ограничения переселения китайцев в регионы Дальнего Востока. К тем мерам, которые уже существуют, следовало бы добавить запреты на создание любых форм “чайнатаунов” - компактных китайских поселений. А также меры по адаптации китайцев - обязательные языковые и юридические курсы.
Для китайцев Дальний Восток непривлекателен - ровно по тем же причинам, что и для россиян. Сегодняшние китайцы уже не те, что ещё 15 лет назад, когда они были готовы ехать куда угодно. Они избалованы цивилизацией и привыкли работать в комфортных условиях. Те, кто уехал в Россию - это неудачники, которым не хватило возможностей самореализации в успешно развивающемся Китае.
За последний год число китайцев на российском Дальнем Востоке уменьшилось. Просто большинство “переселенцев” были простыми торговцами, которые торговали китайскими товарами в России. Но когда из-за девальвации рубля импорт стал для россиян слишком дорог, зарабатывать у нас стало сложно. Вообще основные миграционные потоки в Китае сейчас направлены вглубь страны - китайцы едут туда и с российского Дальнего Востока, и из собственных приморских районов. А на нашем Дальнем Востоке главными трудовыми иммигрантами являются таджики и узбеки, как и в других регионах. Но не китайцы.
Но есть экономическая экспансия, в том числе хищническая эксплуатация нашей земли и природных ресурсов - например, вырубка леса. Хищническая во многом и потому, что хозяевами российского Дальнего Востока китайцы себя не видят. Во всяком случае - пока. Потому что угроза существует. Если Дальний Восток будет тихо угасать, то китайцы обязательно попробуют его занять хотя бы для того, чтобы его не заняли Япония, Корея или США…