Еды и золота хватит на всех

Журналист ИА «Порт Амур» выяснял, что делают китайцы с товарами, купленными в Амурской области, и не грозит ли нам продовольственный кризис
24 марта 2015, 12:30
5645 7
Амурская область, 24 марта, ИА «Порт Амур». Благовещенцы давно привыкли, что главная достопримечательность города для большинства приезжих — это отнюдь не Триумфальная арка и даже не отреставрированная набережная, а Китай. Чаще именно близость к Поднебесной привлекала в областной центр Приамурья туристов. В соседнее государство ездили за покупками или просто поужинать. Но после падения курса рубля ситуация изменилась в корне. Отныне все мы стали свидетелями того, как жители Китая массово скупают в амурских магазинах масло, шоколад, ювелирные изделия и даже косметику. Некоторые обеспокоились вопросом продовольственной безопасности в регионе. 



Поменялись местами

Ситуацию с падением рубля прозорливые китайцы очень быстро обернули в свою пользу. Еще несколько месяцев назад жителям Поднебесной было выгодно продавать свой товар в России, ведь дешевая себестоимость оборачивалась хорошей прибылью. Но теперь все иначе. Импорт и экспорт поменялись местами. Так, по данным Благовещенской таможни, только за два первых месяца этого года объём вывезенной продукции в 28 раз превысил объём ввозимой — в КНР отправили товаров на общую сумму 37,5 млн долларов. Эта тенденция подкрепляется практически ежедневными наблюдениями амурчан: жители Поднебесной массово скупают золото, меха и бриллианты, а потом успешно продают их у себя на родине.

Бизнес с китайским акцентом

Предприимчивый китаец, представившийся Максимом, рассказал: как только экономическая ситуация в России поменялась, ему пришлось переориентировать свой бизнес. Меньше года назад его магазин в Хэйхэ успешно работал только для русских туристов. А сейчас Максим продает конфеты фабрики «Зея», колбасы российских производителей, амурское молоко и даже камчатскую кету своим соотечественникам.

— Нам надо как-то жить и кормить семьи. Сейчас выгодно покупать товар в России, потому что в пересчете на юани получается очень дешево, — рассказывает Максим. — У нас принято считать, что российский товар —экологически чистый, поэтому и спрос на него особый.

Таких предприимчивых бизнесменов, как Максим, в Хэйхэ немало. В приграничном городе даже появилась «улица русских товаров». Там без проблем можно купить сгущенку, сайру, шоколад, йогурты, мороженое и алкоголь. Все товары — «made in Russia». Как и раньше, вся торговля рассчитана на туристов. Но теперь не российских, а из Южного Китая. По статистике, северную часть Поднебесной в год посещают около 5 млн «южан».

— К нам часто подходят приезжие с какой-то определенной просьбой. Например, хотят конкретную марку шоколада, а у нас в наличии ее нет. Мы объясняем: подходите вечером, мы привезем то, что вы хотите из России. Теперь это наша работа, — объясняет тонкости международного бизнеса предприниматель из Хэйхэ Максим. — Часто икру заказывают, но привезти ее проблематично.

Многие китайцы, владеющие магазинами русских товаров, пошли дальше и открыли интернет-магазины. Российскую продукцию они отправляют по всей территории Китая. Делаешь заказ на сайте, оплачиваешь и через какое-то время получаешь его на руки. Удобно и быстро.

Преподаватель Института Конфуция БГПУ и блогер сайта ИА «Порт Амур» Николай Кухаренко Китай по долгу службы посещает часто. В Хэйхэ он был неделю назад и делится впечатлениями от посещения «улицы русских товаров»:

— Во-первых, сразу бросаются в глаза вывески, стилизованно оформленные под хохлому, китайцы стараются передать русский колорит. Тут же висят соболиные шубы, матрешки стоят, рядом с ними соседствуют сгущенное молоко, тушенка. Конфеты китайцы особо не различают: русский это шоколад или украинский. В Хэйхэ много продукции фабрики «Рошен». «Аленку» нашу очень любят — это бренд, который здесь знают. Уверен, что его подделывают. Пиво продается русское. Например, с виду бутылка на нашу «Балтику» похожа, а нет! Подходишь поближе, оказывается, дизайн этикетки такой же, но название китайское. Это они так подстроились, и это в большинстве своем работает на приезжих китайцах. У меня вот знакомая, например, в Хэйхэ организовала свой бизнес. Она покупает через интернет-магазины косметику и парфюм в России, и в Китай это все отправляет. На каникулах вообще привезла из Москвы 100 кг духов и косметической продукции! За 2 недели все распродала.

Кстати, именно косметику и парфюмерию класса «люкс» китайцы в России стали скупать сразу, как только рубль стал падать. Также, как и айфоны, например. По неофициальной информации, за раз жители приграничного государства оставляли в популярном благовещенском парфюмерном магазине сразу по 500-800 тысяч рублей.

«Амурское молоко китайцы всегда любили»

В основном все, что скупается китайцами в России, вывозится из страны как товар для личного пользования. На практике это выглядит так: человек закупает товар якобы для себя, переправляет его через границу и там уже успешно продает. Эта схема была отработана и многими амурскими предпринимателями. Даже излюбленное амурское молоко на прилавки Хэйхэ чаще всего отправляется через перекупщиков. На «Благовещенском молочном комбинате» объяснили: наладить поставку «напрямую» с завода мешают политические тонкости.

— Открыть, например, свой филиал в Китае нам попросту не разрешат. Там политика направлена на поддержку своего производителя, — поясняет маркетолог «Благовещенского молочного комбината» Татьяна Дедюля.  — Хотя спрос на нашу продукцию среди китайцев очень большой. Они любят наши творожки, биойогурты, сметану. Часто приезжают на завод и уходят с полными пакетами.

В отличие от молочного комбината кондитерская фабрика «Зея» на китайский рынок планирует выйти напрямую. Не исключено даже открытие в Хэйхэ фирменного магазина собственной продукции. Как наладить оптовые поставки сладостей — этот вопрос обсуждали на международном уровне власти самого Хэйхэ, мэр Благовещенска Александр Козлов и руководитель кондитерской фабрики. Но детали реализации этого проекта пока неизвестны.

Дефицита не будет, дефицита нет?



Пока жители Китая продолжают «выносить» благовещенские магазины, самих амурчан интересует вопрос: не опустеют ли прилавки совсем? И не получится ли так, что китайцы скупят товар по одним ценам, а нам придется платить за него больше (ведь не секрет, что очередная партия товара может также измениться в цене)?

— Повышение цен уже в принципе прошло. Мы видим ценники с немного увеличенной стоимостью. По объективным, конечно, причинам, — объясняет Наталья Марковец, начальник отдела маркетинга сети дискаунтеров «Кэш энд Кэрри».  — А что касается дефицита, это полный бред! Не будет никакого дефицита, не переживайте!

Если верить представителям торговых сетей, голодными амурчане не останутся. По крайней мере, ассортимента в магазинах меньше не станет. Также как, например, в ювелирных салонах. Руководитель одного из магазинов рассказывает: 

— После 8 марта у нас не так много покупателей из Китая. Всплеск, конечно, был, особенно до повышения цен в розничных магазинах. Китайцы сметали все, когда у нас цены были в пересчете на юани очень дешевыми. Суммы я комментировать не буду, покупки были разные. Но для наших клиентов-амурчан хороший выбор ювелирных изделий будет всегда.

В правительстве Амурской области добавляют: из-за повального интереса соседей по Амуру к нашим товарам, дефицита не будет и в сфере сельхозпродукции.

— Например, в этом году мы активно вывозим в Китай сою, рекордный урожай, — поясняет начальник управления продовольственных ресурсов министерства сельского хозяйства Амурской области Наталья Тюшникова. — Уже вывезено порядка 60-65 тысяч тонн сои, и, пока переправа будет работать, в итоге наберем тысяч 100. Ну вы же понимаете, что такое 100 тысяч тонн против 1 млн тонн урожая сои? Всего лишь одна десятая часть.

— Сейчас говорить о дефиците не приходится, сейчас все регулируется рынком, — уверен амурский сенатор Юрий Кушнарь. — Можно вспомнить, что было время, что мы у Китая все скупали. В жизни, в экономике это такой процесс постоянный. Значит нам надо производить больше, пусть покупают. Нам же это выгодно. Китайцы себе город за счет приграничной торговли построили!  Всегда, кроме негатива, есть что-то полезное, что можно использовать. Китайцы делают это виртуозно. Нам нужно поучиться.

Тем не менее многие амурские предприниматели, кажется, научились некоторым хитрым уловкам у торговцев из Китая. Торговаться у нас, конечно, не принято, а вот самостоятельно менять стоимость товара для того или иного клиента — без проблем. Например, в одном из благовещенских магазинов одежды устроили скидки для всех, кроме граждан КНР. Другой магазин эти скидки попросту ограничил. Например, для своих соотечественников скидка составляла 20 процентов, для китайцев — 10. В общем, сплошные тонкости международной торговли, которая так стремительно поменяла вектор.

Яна Лисовая
Фото: www.ampravda.ru 

Информация предназначена для лиц старше 18 лет. Курение вредит вашему здоровью.
Расскажите редакции о том, что увидели, услышали, узнали. Ваша новость может выйти на сайте агентства!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кино и сцена
ТВ программа